8-800-100-30-70

Значение материнства для личности женщины и общества

25.01.2016

Состояние материнства начинает развиваться с момента осознания женщиной факта беременности, проходя свои главные стадии формирования и становления именно в период вынашивания ребенка, когда женщина находится в сопричастности к тайне творения новой личности. По результатам наших исследований, состояние материнства приводит к особому изменению личности, налагающему на нее ответственность за жизнь двоих и ведущему ее волю к развитию новых качеств и ценностному преобразованию. Т.е. инстинкт материнства, являющийся базисной основой всей сферы родительства, подкрепленный принятием состояния материнства женщиной, матерью, ведет ее к личностному росту, проявлению духовной основы в качественно новом развитии душевных сил.

Если же принятие состояния материнства не происходит и женщина сознательно отвергает себя в качестве "матери этого ребенка", то происходит обратное. Инстинкт материнства входит в противоречие с ее выбором, что обуславливает внутриличностный конфликт, заглушает "интуицию совести". Такой женщине приходится "убегать от себя", изощренно искажая действительность, разрушая духовное "я", т.е. создаются предпосылки экзистенциального вакуума, ноогенного невроза, иных деструктивных изменений в психике, имеющих некую протяженность во времени, например соответствующих долгоотсроченному постабортному синдрому. Независимо от того, есть ли у женщины уже рожденные дети, ее родительская сфера искажается автоматически.

В своем исследовании, проведя анкетирования и опрос беременных женщин по составленным нами вариативным опросникам, мы получили следующие данные. 80% женщин, сохраняющих беременность и 50% женщин, прерывающих ее, указали на интуитивное знание о том, что у нерожденного ребенка жажда жизни намного сильнее, чем у его матери. Иными словами, женщина-мать чувствует в себе жизненную силу, исходящую от ребенка, настраивающую ее на сохранение его жизни. Таким образом, женщина, идущая на аборт, сознательно подвергается процессам саморазрушения, вследствие разрушения единства диады "мать-дитя". Что впоследствии непременно в той или иной степени сказывается на слабости душевных сил и физического здоровья. Последствия аборта носят спиралевидный характер в деградации духовного "я" личности женщины, что обуславливает наличие кризисной ситуации в психике, степень тяжести которой, время выхода, наличие сил для адаптации у женщины будет зависеть от причинно-следственных факторов и духовного пробуждения.

Далее по исследованию естественным для матери является определение значимости для себя жизни своего нерожденного ребенка. 88% женщин, сохраняющих беременность, отметили, что для них жизнь ребенка является главным и безусловным приоритетом. Оставшиеся 12% будущих рожениц сказали, что значимей для них является целостность семьи и семейные отношения, т.е. в случае давления семейного решения по настоянию мужа или родителей, эти женщины согласны пойти на такую жертву как аборт. В наших исследованиях 65% женщин идут на аборт именно по причине психологического насилия и давления близких значимых лиц. Оставшиеся 35% женщин, прерывающих беременность, отметили, что значимей жизни ребенка являются вопросы комфорта, эти женщины выражают однозначное нежелание нести на себе перспективу новых проблем и забот, связанных с деторождением. Т.е. такое состояние психологического инфантилизма матери, отвергающей приоритет жизни ребенка, приводит к конфликту наличного психологического состояния неприятия своего материнства с природной сферой родительства, что само по себе разрушительно для личности. Между тем, 69% всех женщин и сохраняющих беременность, и готовящихся к аборту, утверждают, что мать способна одинаково любить рожденного и нерожденного ребенка. Это наводит на мысль, что если женщина отказывается любить нерожденного ребенка, то материнской любви могут лишиться и рожденные дети. Т.е. совершается перенос чувств, образуется угнетающий стереотип действий, особенно по отношению к детям в ситуации, когда детско-родительские отношения имеют совершенно формальный характер. Т.е. искусственное прерывание жизни ребенка в утробе должно быть таким же недопустимым, как и убийство рожденных детей.

Хочется добавить, что 100% будущих рожениц и 25% женщин, идущих на аборт, согласились с тем, что и рожденные, и нерожденные дети имеют одинаковое право на защиту, независимо от этапа физического и психологического развития. Как мы можем наблюдать, вполне очевидно нежелание большинства женщин, идущих на аборт, признать необходимость защиты жизни своих нерожденных детей. Основание для такой позиции есть отрицание личностного своеобразия ребенка в утробе и сознательное отношение к его жизни как к собственности. Мысль о праве распоряжаться жизнью нерожденного ребенка возникает в сознании женщины при отсутствии любви в душе. В дальнейшем срабатывают механизмы психологической защиты, действие которых направлено против голоса совести и нравственных поступков - видимого проявления духовного "я" личности. Но механизмы защиты не в силах остановить разрушение психики и здоровья, как и не в силах пересилить те страдания, которые несет в себе постабортный синдром. Они проявляются тем болезненней и продолжительней, чем дольше женщина не признает свое преступление против жизни.

Нами был проведен опрос более 100 женщин, переживших опыт аборта. 75% из них смогли нормализовать свое психологическое состояние только после того, когда сознательно ими было переосмыслено событие аборта, пройдены этапы оплакивания ребенка, раскаяния, прощения себя и всех участников аборта. После чего женщины становились спокойнее, мягче, выходили из подавленного состояния, желали помогать другим детям, вновь развивая свою родительскую сферу, закрепляя это изменившимся поведением в семье и социуме. Т.е. коррекция постабортного состояния необходима всегда.

По результатам адаптированного теста "Неоконченные предложения" 85% всех женщин воспринимают беременность с положительными эмоциями и переживаниями. Каждая женщина связывает свое счастье в этой жизни с проявлением себя как матери, с развитием и совершенствованием своего материнства. Если женщина не рожает детей, она становится либо второй "матерью" своему мужу, либо заботливой "мамой" на производстве. Причем инстинкт материнства способен проявляться в самых разных условиях и обстоятельствах.

Когда мы записывали интервью с матерями, то слышали такие отклики: "когда ты в пятый раз и более становишься матерью, то чувствуешь своего ребеночка почти от зачатия". И то, что пугает молодых мам, когда они определили свою вторую или третью беременность, страх неизвестных трудностей к пятым родам трансформируется в уверенность того, что новая жизнь - это новая радость. Душевные силы матери крепнут, получая силу любви своих детей, и еще более возрастают в отдаче материнской бескорыстной любви и заботы. Это чудо жизни и есть ее вечный двигатель - любовь матери даром отдается детям и от того совершенствуется, возрастая и в матери, и в детях, дети же, чувствуя эту любовь, раскрываются, отдавая другим людям свою любовь, преображая и мир и себя. А если слез стало больше, чем детских улыбок, мир становится злее и ожесточеннее, дети рождаются все меньше, то спросим себя, где и в чем поломка двигателя жизни? Раскрывает ли женщина себя как мать, что для нее значат слова: "материнство", "родительство"? Воспитываем ли мы в юной девушке уважение к семье и новой жизни или питаем в ней жажду потребительских удовольствий? Играют ли наши девочки пупсиками в колясочках или требуют наряды для маленькой женщины - Барби? То, что женщины избирают для себя приоритетом в своей жизни, служит основанием для воспитания детей. Чему женщина научена сама, тому она сможет научить и своих детей. Каждая женщина проецирует в общество, несет и дает людям то, что имеет сама. Для полноценной жизни важно осознавать, является ли именно любовь для нас необходимым условием реализации и познания себя? Есть ли она у нас, является ли она нашим существом в каждый момент времени, содержим ли мы ее в себе? А если не любовь, то что мы несем в мир? Тогда, что завтра откликнется нашим детям, и смогут ли они испытать счастье родительства?

Элеонора Дьяченко, психолог

 

Источник: http://orthomed.ru