8-800-100-30-70

В Общественной палате представили Концепцию филологического образования в школе

12.11.2014
В понедельник в Общественной палате РФ состоялся круглый стол. Целью мероприятия стало обсуждение проектв Концепции школьного филологического образования, которую разработала Ассоциация учителей русского языка и литературы (АССУЛ) на грант президента России. Напомним, концепция уже вызвала критику со стороны экспертов и педагогов.

Глава Ассоциации учителей литературы и русского языка Галина Дудова рассказала, что разработка концепции преподавания этих предметов в школе началась ровно год назад: "Учителя сами изъявили такое желание, поскольку были неудовлетворены существующими федеральными стандартами", - цитирует Галину Дудову "Коммерсант". Деньги на это были выделены обществом "Знание", которое получило президентский грант в 400 тыс. руб. Как говорится в преамбуле документа, концепция предлагает пути изучения русского языка и литературы "с учетом современных требований общества и государства".

В самом тексте подробно описывается, что именно нужно изучать в рамках школьной программы: от синтаксиса и пунктуации до "морально-этических принципов общения". Подчеркивается недопустимость "антипедагогических экспериментов и волюнтаризма" в образовании. "Мы не против вариативности, но педагогические приемы должны быть проверены временем",— предупредила Галина Дудова. Несколько раз упоминается, что эти два школьных предмета являются "национальным достоянием", поэтому необходимо увеличить количество часов для их изучения.

По информации "Коммерсанта", бурную дискуссию вызвал составленный в рамках концепции "список обязательной литературы для 5-11 классов". Авторы заявили, что отбирали книги "с высоким духовно-нравственным наполнением", без "ненормативной лексики, эстетизации низменных инстинктов, жестокости". Современных авторов в списке нет, он заканчивается произведениями Владимира Высоцкого. В перечень вошла практически вся русская классика, а также ряд авторов, которые, по словам представителей АССУЛ, были исключены из школьной программы в начале двухтысячных,— например, Александр Радищев и Николай Чернышевский.

"Мы с вами взрослые люди и понимаем, что их снова вернули в список из-за идеологии,— заявила сотрудник филологической кафедры Московского института открытого образования Наталья Кутейникова.— Чернышевский и Радищев — это не художественная литература, а публицистика. Пусть ее проходят студенты-политологи, а не девятиклассники". "Ребенок должен знать, что в России был Радищев, а одна прочитанная глава его книги никому не повредит",— не соглашались представители АССУЛ. Другие эксперты недоумевали, почему в списке нет Владимира Набокова и Чингиза Айтматова, но есть писавший на татарском языке поэт Муса Джалиль.

В итоге проект концепции решено было направить в Минобрнауки, чтобы ведомство приняло ее в качестве официального государственного документа. Вчера в министерстве не смогли прокомментировать перспективы этого обращения.

Напомним, недавно с критикой концепции выступил ряд экспертов и педагогов, в том числе Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика", Сергей Волков, член Общественного совета Минобрнауки РФ и др.

http://www.ug.ru/news/13409
По информации kommersant.ru