8-800-100-30-70

Тайны женского организма, или как физик-ядерщик обнаружил живую воду для… матки

07.02.2020

На сайте Семейного обучения МРП есть интересная информация, которая людям, знакомым со строением организма на уровне средней школы (а нас большинство), во многом покажется открытием. Один из материалов о том, как гениальный профессор Одеблад несколько десятилетий назад раскрыл интересную особенность женского организма.

Часть 1. Тайна крипт. Ученый, девственницы и атомная энергия

Тайна крипт поддалась науке не сразу. История этого открытия впечатляет. В ней было всё: и гениальное прозрение, и кропотливый поиск доказательств, и многолетние разработки подходов. А совершивший открытие профессор Одеблад с лёгкостью затмит любого суперагента: ради обнаружения истины он изучал биофизику в Калифорнии, учился работать с радиоактивными веществами и применять новейшие на тот момент достижения ядерной физики в мирных целях, изобретал новые инструменты, в течение десятилетия доказывал существование внутри женского организма микроскопических образований. А ещё он внёс существенный вклад в развитие методов распознавания плодности, позволяющих жить без контрацептивов. Исследования профессор продолжал всю жизнь. Стал ли он сушёной лабораторной крысой? Нет! В 2012 году он отпраздновал 90-летний юбилей и 60-ю годовщину свадьбы с женой Анной-Марией. У них 4 детей, 10 внуков и двое правнуков. Вот оно: успех в семье – успех во всём!

А началось всё в далёком 1949 году, когда ещё молодой Эрик Одеблад помогал проводить микробиологические исследования шеечного секрета у здоровых и больных женщин. Странные периодические изменения заставили его задуматься: а так ли всё просто? Как из одного источника может выделяться столь разная слизь?

Тайна крипт: история исследования

Быть исследователем нелегко. А если объект изучения – удивительный женский организм, то нелегко вдвойне. Зато и результаты порой получаются просто фантастические, которые переворачивают картину научного мира.

Есть микоплазма – нет микоплазмы

49-й год, недавно отгремела Вторая мировая война и первые взрывы атомных бомб… а Одеблад проводил исследование микоплазмы, патогенного микроорганизма, обитающего в детородном тракте здоровых и больных женщин. В его обязанности входил сбор и изучение образцов. И уже в 1951-52 годах он опубликовал весьма интригующие наблюдения, касающиеся доовуляционной и постовуляционной частей цикла.

Во-первых, у замужних не беременных женщин микоплазму культивировали несколько раз. Зато ни у одной из 13-ти девственниц в этом исследовании или 11-ти в другом исследовании (Frisk и др., 1952) её не было. Это подтверждало гипотезу о передаче микоплазмы половым путем.

Во-вторых, микоплазма появлялась у некоторых здоровых замужних женщин, но исключительно в доовуляционной фазе. Взятые же после овуляции пробы ни разу не показали наличие микоплазмы. То есть постовуляционные выделения по какой-то причине проявляли обеззараживающие свойства.

К мирному атому

Изменения характеристик шеечного секрета в ходе цикла вполне могли бы остаться незамеченными или недооценёнными. Но не в руках Одеблада. Ученый заинтересовался ими и изучил три важных работы – обзор клинических вариаций в секрете (Esselbom, 1947), кристаллизацию секрета (Rydberg, 1948) и применение ядерно-магнитного резонанса (ЯМР) для измерения вязкости секрета (Bloembergen и др., 1948).

Одеблад обратил внимание, что характеристики выделений меняются циклически, микоплазма периодически пропадает и возвращается. При этом женщины, у которых брались пробы, не были беременны и состояли в браке, то есть повторное заражение было исключено.

Шеечный секрет вырабатывается в криптах, особых железистых полостях шейки матки. Если в постовуляционной фазе все крипты становятся «санитарами», то микоплазма должна полностью уничтожаться. Откуда же она появляется вновь? Одеблад выдвинул остроумное и неординарное решение этого вопроса – и время подтвердило его правоту.

Шел 52-й год. Одеблад, опережая время, предположил существование разных крипт, вырабатывающих каждая свой тип секрета. Если часть из них неактивна в постовуляционной фазе, то в них может спрятаться и выжить микоплазма. Там она дождётся начала нового цикла и триумфально вернётся.

Чтобы разобраться в этом вопросе, Одеблад решает углубить свои знания. Для этого он изучает биофизику в университете Калифорнии (University of California), специализируясь на ЯМР и радиологических техниках. В 1954 году ученый возвращается на родину и начинает использовать освоенные методы для исследования выделений крипт в матке. Как настоящий профессионал от науки, он проверял полученные с помощью ЯМР выводы.

Изучая сокровенное

Но тут ученый столкнулся с огромной проблемой. При классическом подходе пробы брались из шеечного канала. Да, образцы можно было взять в достаточном количестве, но они уже были смесью нескольких типов секрета. А что, если взять микроскопические образцы непосредственно из крипт? Увы, техники такой точности в то время просто не существовало. Но учёный не отступил.

Разработка принципиально новых инструментов заняла несколько лет. Одеблад не терял время и изучал медицинскую литературу. Ему удалось найти ряд аргументов в пользу гипотезы о существовании разных видов крип. Заметно продвинулись его исследования благодаря работам по кристаллизации секрета (Roland, 1958) и предположению о составном характере секрета (Montgomery, 1959).

В 1959 году Одеблад представил первые результаты исследования микрообразцов. Они показывали, что секрет состоит из нескольких различных типов выделений, которые образуются в различных криптах (Odeblad, 1959). Семь лет спустя (Odeblad, 1966b) ученый при помощи исследования микрообразцов успешно доказал существование крипт («желез», подробнее о них читайте здесь), по-разному реагирующих на одинаковую гормональную стимуляцию.

Работа была нелегкой. Из 70-ти подробно изученных и исследованных при помощи ЯМР проб пришлось исключить 21 образец – их не удалось сохранить в достаточной чистоте. Уже во время взятия пробы они были загрязнены. Зато из остальных 38 крипт содержали только секрет с высокой или только секрет с низкой вязкостью. В 11-ти случаях был получен странный результат: в этих криптах секрет выглядел как смесь компонентов с низкой и высокой вязкостью.

Чуть позже соавтор Одеблада доказал, что крипты со смесью действительно существуют (Rudolfsson, 1971). Вероятно, у них за общим выходом находятся сразу два канала, каждый из которых выделяет свой тип секрета.

Часть 2. Тайна крипт: живая вода и мёртвая вода для матки

«Сыщики осматривали место преступления. Жертва была не молода, безжизненный вид производил гнетущее впечатление.

— И потомства не оставит после себя теперь, — вздохнул один сыщик, – а ведь по паспорту ей бы ещё жить и жить.

— Кажется, я знаю, кто убийца, — ответил второй».

Такое детективное описание вполне применимо к ситуации, в которую загоняют себя многие современные женщины. Это преступление против женского естества, против нашей плодности.

Беременность, возраст и двойной вред ОК

В результате исследований профессор Одеблад пришел к такому выводу: беременность омолаживает шейку на 2-3 года, а каждый год приёма гормональных таблеток старит шейку ещё на год. С чего бы это, спросите вы? Но обо всём по порядку.

У юных девушек очень много крипт, вырабатывающих плодный секрет типа S. В норме, они постепенно заменяются криптами типа L, и в пременопаузе число S крипт значительно сокращается. Такая трансформация крипт L и S – нормальный процесс. Аналогичным образом крипты типа L постепенно превращаются в крипты G.

Под воздействием изменений, происходящих в организме женщины во время беременности, часть крипт проходит через обратную трансформацию. То есть крипты L трансформируются в S, а G в L: от выработки менее плодного секрета к выработке более плодного. Соответственно тех крипт, что производят более плодный секрет, становится больше. Беременность «перезаряжает» матку, снова делает её молодой. А вот прием оральных контрацептивов ускоряет «старение» крипт, как это происходит в пременопаузе, тем самым приближая её.

Всё это можно выразить одной фразой: беременность омолаживает шейку на 2-3 года, каждый год приёма гормональных таблеток старит шейку ещё на год. Если женщина 10-15 лет сидит на таблетках, а потом вдруг хочет забеременеть, ей это с трудом удаётся. Ещё бы: за это время ее матка постарела на 20-30 лет! Исследования показывают, что количество крипт, вырабатывающих плодный секрет, значительно сокращается в результате многолетнего приёма гормональных оральных контрацептивов. Они и есть тот самый садовник-убийца, который уничтожает способность женщины иметь детей!

S-крипты очень чувствительны к нормальной циклической стимуляции нашими родными эстрогенами, а гормональные таблетки вызывают атрофию этих крипт. Плодность снижается, поскольку движение сперматозоидов вверх по каналу шейки затруднено. Исправить такие последствия – очень трудно.

К тому же, шеечный канал под воздействием гормональной контрацепции становится очень узеньким. В таких случаях профессор Одеблад пытался имитировать посредством микрохирургии омоложение, которое обычно происходит во время беременности. Но примерно в 40% случаев даже это не помогало.

Стареть или молодеть? Живая вода и мёртвая вода для матки

Для меня эти данные были откровением. Мне было приятно узнать, что, оказывается, беременность полезна ещё вон с какой стороны! Появился железный аргумент в копилку других о вреде гормональных контрацептивов для здоровья женщины. На ум пришла такая метафора.

Беременность – это «живая вода» для женщины. Она омолаживает шейку матки.

Гормональные контрацептивы – «мёртвая вода», отрава. Они старят матку, понижают женскую плодность.

Какую воду пить, стареть или молодеть – выбирает каждый сам.

Источник: Семейное обучение МРП