8-800-100-30-70

Современные проблемы становления материнства в семье и обществе

07.08.2018

Материнство – это сложный феномен, становление которого имеет свои закономерности и стадии, определяющие уникальность материнства каждой женщины. Посмотрим, какие факторы влияют на это становление, и как можно людям помогающих профессий влиять в положительную сторону на это становление.

Женщина рождается в семье. Каждая семья – это микромир со своими традициями и законами. От одной мамы девочка слышит, что «дети – это обуза, тяжкая ноша». От другой – «смотри, не принеси в подоле». От третьей – «сначала надо отучиться, поработать, построить квартиру, а потом уже и о детях думать». Другими словами, каждая семья транслирует своим детям свои установки, которые потом могут выстрелить в спину их носителям. Негативная установка по поводу деторождения воспринимается девочкой — ребенком некритично, и потом трудно понять, почему не происходит зачатие при полном физическом здоровье, например. В семье мы наследуем стиль отношений с супругом, с детьми. Одна женщина видит в своей родительской семье пример жесткого отношения к детям, который она будет склонна воспроизвести в своей собственной семье, другая чрезмерно балует, третья относится ровно, нейтрально, если не сказать равнодушно.

Мать для девочки является прижизненным внутренним образцом, с которого списывается многое: и манеры, и возраст, в котором она рожает, и количество детей, которое мама родила, и то, как и чем она занимается с детьми, слова, которые она употребляет в общении и многое другое. Если мы внимательно вглядимся в себя, а потом в своих матерей, то найдем общего даже больше, чем нам хотелось бы.

На становление материнского поведения влияет образование женщины (высшее образование добавляет тревожности в отношения с детьми и требовательности к ним), наличие братьев – сестер (где больше сиблингов, там у женщины больше вариантов и опыта общения с разными детьми), возраст (молодая женщина чаще относится к первому ребенку, как к кукле, и больше играет с ним, зрелая женщина – как к личности, и больше позволяет ему раскрывать самому мир). Если говорить дальше о том, что влияет, то это физическое здоровье и его особенности (женщина с репродуктивными проблемами будет относиться к долгожданному ребенку трепетнее и с большим страхом; женщина, которая родила и не заметила, — гораздо спокойнее), полнота семьи, из которой она вышла (мамочка из неполной семьи склонна больше ответственности за ребенка брать на себя, часто выполняет мужские функции защиты и обеспечения ребенка даже при наличии мужа), очередность рождения (мама – первая дочка больше развивает и дисциплинирует ребенка, мама – младшая дочка больше балует и играет, что делали когда-то с ними). И так далее и тому подобное.

Когда женщина, имея огромный багаж личного семейного родительского опыта, выходит в большой мир, ее ожидает много открытий по поводу отношения к материнству в той культуре, в которой она родилась. Ведь материнство – трансляция на индивидуальный уровень ценностей культуры. Женщины по самой своей природе являются матерями. Но они несвободны от общества и его морали. Там, где беременность наказывается социальным неодобрением и наносит оскорбление супружеским чувствам, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей. (Как раньше — если общество ценило только законнорожденных, женщина шла на все, чтобы избавиться от незаконнорожденного). Сегодня, к примеру, многодетность до сих пор приравнивается в массовом сознании к асоциальному образу жизни, хотя 3 детьми уже давно не удивишь никого. Тем не менее, для женщин – это непопулярный шаг, т.к. они чувствуют себя идущими против ветра, рожая третьего и последующих детей.

0_492dc_7445a92_XL-696x559.jpg

Чем еще сегодня отмечена наша культура в отношении к материнству? Беременность сама по себе приравнена:

· к какому-то стихийному бедствию, которое потрясает семью до самых устоев и надо запасаться всеми средствами, чтобы как-то наладить жизнь после этого;

· рассматривается как средство роскоши, которое можно позволить себе, если только есть уже квартира, машина, пр.;

· как авантюра, на которую надо еще решиться — как вы решились на 2 ребенка, если первый еще такой маленький?

Т.е. нет спокойного, естественного отношения к деторождению, которое было у наших предков, даже еще в войну. Это обусловлено во многом малодетностью, когда на одном ребенке сходятся все чаяния и ожидания; когда кажется, что «лучше меньше, но лучше, чем больше, но хуже». По факту получается, что результаты от воспитания и нервных затрат на одного ребенка гораздо плачевнее, чем если бы семья родила несколько детей и меньше финансов вкладывала в их развлечения. Конечно, сегодня мы имеем коммерциализацию детского развития, многочисленные центры, кружки, студии с разнообразными предложениями и ценами создают иллюзию того, что ребенка вырастить и развить очень затратно. На самом деле, то, что нужно ребенку, в первую и последнюю очередь, цены не имеет и ни за какие деньги это не купишь. Это любовь и внимание, принятие и время.

В стенах ж/к беременность чаще воспринимается, как болезнь, которую надо лечить 9 мес. и вылечишь ее только родами. Понятно, что врач чаще работает с патологией, а не с нормой, поэтому склонен видеть и искать патологию даже там, где ее нет. В итоге женщина идет в консультацию, как на эшафот, со страхом ожидая, что еще у нее найдут и как ей перенести этот визит, сколько времени ей надо будет восстанавливаться.

Беременность стала не всегда желанным явлением для современной белоруски, т.к. перестала быть единственным уделом и предназначением женщины. На другую чашу весов легла личностная реализация и стала конкурировать с материнством. Хотя сказать, что самореализация в нашей культуре перевешивает, нельзя. Но она добавляет новых проблем и стрессов: что раньше делать – рожать или получать рабочий опыт? Как бы быстрее выйти из декрета и не забыть профессию, не выпасть из социальной жизни? Сейчас появились вопросы, которые раньше не являлись даже второстепенными для женщин, сегодня они создают много напряжения и блокируют женщину при мыслях о рождении еще одного ребенка.

Помимо этого, сегодняшние нравственные устои, вернее, их отсутствие, делают возможной интимную жизнь без брака, когда-то и вне брака. В таких ситуациях беременность воспринимается однозначно, как катастрофа. Раньше люди создавали семьи, потом рожали детей. Всем было понятно, что интимная жизнь взрослых людей рано или поздно предполагает зачатие. Сегодня эти вещи разорваны (иметь секс можно, а рожать необязательно после этого), и чаще всего мы сталкиваемся с формулировкой «нежеланная, незапланированная беременность», которая сразу же создает отрицательное отношение именно к беременности, а не к добрачным или внебрачным половым связям. А потом, когда девушка выходит замуж, вроде бы беременность перестает казаться опасностью, но психика не перестраивается в один день, ни в месяц, иногда и годы нужны, чтобы психологические барьеры снялись.

Изменения коснулись роли отца в нашей культуре. С одной стороны, он стал более включенным в ранний уход за младенцами, что хорошо и помогает наладить раньше отношения и помочь жене. С другой стороны, традиционная роль отца, как воспитателя, дисциплинирующего авторитета, человека, который руководит и направляет ребенка по жизни, стала отходить. Эти функции у нас, к сожалению, чаще стала выполнять мать. А отцу остается холить, играть и развлекать ребенка, придя с работы и где-то не желая включаться в серьезные заботы. Это грустно, т.к. мать создана не для того, чтобы держать ремень в руках или водить сына на карате. Это дела отца.

Вот мы с вами посмотрели, что материнство – это продукт малого мира – семьи и большого мира – общества, культуры, а также макромира – эпохи. Женщина, прорываясь сквозь часто неблагополучные установки и проблемы детства, попадает в ловушку общественных воззрений на материнство. С одной стороны, она может слышать много ограничивающих убеждений, типа «после 35 уже поздно рожать» или «не с твоим здоровьем рожать еще одного» и т.д., с другой стороны она слышит: «вы уже живете с мужем 3 года, ну когда уже родите?», «как, тебе 25 и ты еще не замужем, не родила??» Между Сциллой и Харибдой. Общество заинтересовано в том, чтобы рождались новые люди и продолжалась жизнь, с другой стороны, создает слишком много препятствий к этому.

Все это не может не оказывать своего воздействия на спокойствие женщины, которое является ведущим фактором в зачатии, вынашивании, родах и далее. Везде, как по лезвию ножа.

Что может делать помогающий специалист? Он может, как вредить, так и поддерживать. Нам важно знать, что врач – это почти непререкаемый авторитет для человека, т.к. он связан со здоровьем. И слово врача всегда имело и имеет вес. И именно поэтому со словами надо быть очень осторожным. Мы сейчас перестали серьезно относиться к словам, но последствия от них не перестали быть. Неплодная пока женщина 30 лет рассказывает, что в 14 лет на осмотре врач – гинеколог сказала, что у нее загиб матки, и будут проблемы с зачатием и вынашиванием, что может не быть детей (а мы знаем, насколько чувствительны к словам подростки, к тому же девочка оказалась мнительного склада личности). До сих пор она не может зачать. Можно сказать, что только из-за проблемы матки. Но с точки зрения психолога, слова, сказанные врачом и в такой возрастной период, «пробили» эмоциональные защиты и внесли свой негативный вклад.

Педагог может работать с молодежью, проводить подготовку к семейной жизни, знакомить с ролями полов, их предназначением и отличиями. А может сказать: поживите пока без брака, проверьте друг друга, потом про детей будете думать, ничего плохого в этом нет. А это потом для женщины может не наступить – с одним пожила, с другим не получилось, наконец, замуж вышла, а болезней и проблем уже – букет.

Поэтому люди, работающие с молодежью и семьями, должны нести красивый, положительный, привлекательный образ супружества, деторождения, семейной гармонии. Должны думать прежде, чем говорить. Должны ориентировать на образец, а не показывать гадкую изнанку. Научение от противного не работает и не достигает цели предостеречь и предохранить! Оно просто «подрезает крылья взлетающему» и не дает опоры. К тому же, у любого человека свой опыт и представления, и можно такую картинку жизни нарисовать, которая отнюдь не является объективной. И не надо слов о «давайте будем говорить без прикрас, показывать, как все есть на самом деле».

Мы уже пожинаем плоды «реалистического» и «правдивого» отображения мира в СМИ, который вылился в сплошную «чернуху», после которой молодому человеку, вступающему в жизнь, не хочется и жить, он просто теряет веру в людей, в свои силы, в Бога. Будем идти к свету, а не убегать от тьмы. На убегание уходят все силы, которые должны идти на созидание и движение.

Екатерина ШЕВЕЛЁВА, семейный и перинатальный психолог

w.pro-life.by/avtorskie-stat-i/современные-проблемы-становления-ма/