Многодетность в семье
Многодетная семья похожа на оркестр, где есть дирижёр, первая скрипка и много разных инструментов, имеющих свои формы и тембры, но умеющих особым образом сливаться в прекрасные созвучия музыкальной гармонии. Полнота семейной жизни тем ярче, чем больше человеческих судеб рождается в лоне самозабвенной родительской любви.
Многодетные семьи необходимы любому государству не только потому, что благодаря им поддерживается необходимый демографический баланс, но, главным образом, потому, что являются наилучшей средой для воспитания ответственных, целеустремлённых, трудолюбивых и психологически выносливых граждан страны.
Жизнь и взаимоотношения в многодетных и одно-двух-детных семьях имеют принципиальные отличия и разнятся своей структурой и условиями формирования важных личностных качества.
Характерный признак многодетной семьи – это иерархичность и соподчинённость. В большой семье мужчина – глава семьи. Организующим началом бытоустроения является совет мужа с женой – родительский совет. Принятые супругами решения становятся стратегиями жизни всей семьи. Насущные дела планируются родительским советом и объявляются детям (чаще всего матерью), а далее каждый ребёнок всякий раз учится продумывать способы исполнения сказанного, исходя из своих возможностей и способностей. По мере взросления детей со старшими из них, начиная с 10-12 лет, родители начинают советоваться в обсуждении и принятии решений, касающихся всех членов семьи. Так, помимо родительского совета, возникает ещё и семейный совет. В расширенный состав семейного совета могут приглашаться дедушки, бабушки, старшие дети, ближайшие родственники. Авторитет старших братьев и сестёр поддерживается родителями через поручения и принимается младшими через подчинение. Все дети слушаются родителей, а подчиняются друг другу по старшинству.
Послушание основано на непререкаемом (т.е. на не оговариваемом даже в мыслях) авторитете и доверии к родителям.
Подчинение основано только на авторитете, в котором не всегда может присутствовать доверие (даже допускается несогласие и разногласия), но требование соблюдения иерархической соподчинённости остаётся неизменным.
Школа послушания рождает личностную инициативность в достижении намеченных родителями целей. Навык подчинения развивает творческую активность и точную исполнительность в выполнении поставленных старшими задач. Так формируется семейная субординация в разновозрастной коллективе детей, когда в кровородственной любви старшие находятся в душевной заботе о младших, а младшие – в благодарности к старшим за их помощь и наставления. В этих условиях формируются всё пронизывающие чувства долга и ответственности.
Чувство долга – это построение отношений, протяжённых во времени. Семейные отношения – долгие, не прекращающиеся по своеволию. На самом деле: супруги никогда не перестают быть родителями своих детей, а дети – никогда не перестают быть братьями и сёстрами. Неисполнение правил долгосрочных отношений расстраивает лад в семье.
Чувство ответственности – это осознание того, что за все свои поступки непременно (хотим того или нет), – мы держим ответ: сначала перед родителями, братьями-сёстрами, родными; потом перед учителями, наставниками и начальниками; затем – перед любимыми и любящими нас; и всегда – перед своей совестью и Богом.
В малодетной семье мужчина зачастую не является главой семьи. Здесь иерархическая соподчинённость уступает место «демократичности» (независимости родителей друг от друга) или авторитарности (эмоциональному подавлению). Организационной точкой отсчёта, собирающей семью воедино, выступают желания и потребности ребёнка, что делает его эмоциональным лидером. Ребёнок начинает обладать несвойственными его положению правами, неуравновешенными никакими обязанностями. Он получает несоответствующие возрасту управленческие бразды и пользуется незаслуженным почитанием. Ребёнок, не прошедший школу послушания и подчинения, впоследствии не может быть ни умелым организатором, ни хорошим и
сполнителем. Не имея в своём житейском опыте навыка послушания, он не понимает внутреннюю природу служебного общения и не знает, как прокладываются конструктивные пути от приказания к исполнению.
Многодетные семьи – идеальная школа формирования у детей целеустремлённости и устойчивых жизненных целеполаганий. Скромные, а порой, и сложные материальные возможности многодетной семьи требуют от всех её членов значительных усилий и терпения. Для преодоления разрыва между необходимым и достаточным родителям и детям многодетной семьи приходится прикладывать большое усердие в достижении семейного достатка.
Достаток – это тот количественный минимум, который необходим для жизни человека сообразно его предназначению, национальным традициям и культурным потребностям. Понятие достатка включает в себя три компонента:
1. биологический: наличие пищи, одежды, жилья, необходимых для проживания;
2. культуральный: удобство и эстетизация быта и домашнего труда, образование;
3. личностный: возможность развития талантов, способностей, духовных дарований; возможность помощи и служения другим.
Если всё необходимое имеется в семье постоянно и достигается в определённом трудовом цикле, то такое материальное положение семьи называют благополучием. Если достаток достигается не всегда, то такой материальный уровень называют бедностью. Если же необходимого уровня не достигается совсем, но такое отсутствие достатка называют нищетой. Эти уровни – от выживания до самореализации – одновременно и взаимообусловлены, и независимы друг от друга. Конечно, голодному человеку трудно самореализовываться по способностям, но многие исторические примеры свидетельствуют о том, что ради реализации своих творческих и духовных замыслов человек может отказаться от многих житейских привилегий и привычных удобств.
В многодетных семьях пища обычно бывает простой и сытной, с обилием разносолов собственного приготовления. Пища детям просто предлагается, что исключает капризы («хочу - не хочу») и переборы («то или сё»). Такая категоричность в предложении еды исходит из материальных возможностей семьи и способствует формированию здоровой непритязательности. Лакомства и деликатесы становятся атрибутами праздника.
Необходимость взвешенного распределения доходов, сообразующаяся с насущными нуждами, исключает у детей из многодетных семей склонность к расточительности и непродуманности. С малых лет научаются они уважительному отношению к пище, бережному отношению к своим вещам и учебным предметам. Многое из второстепенного покупается в ограниченном количестве, отлагается совсем или по времени приобретения, чтобы ребёнок точно ориентировался в том, что является для него необходимым, а что – излишествующим. В этом случае новые вещи и лично значимые предметы воспринимаются детьми с благодарностью. Формируется сознание рачительного хозяина и прилежной хозяйки, знающих всему цену и назначение.
Если, исходя из материальных условий жизни многодетной семьи, какие-то желания ребёнку приходится в детстве подавлять самому, то в его волевой сфере накапливается резервуар мотивационной энергии. Содержательно эта сила желаний преобразуется сообразно возрастным потребностям и к подростковому или юношескому возрасту трансформируется в устремлённость к близким целям, реально достижимым. Это развивает способность выстраивать жизненные стратегии и формирует основу личностных целеполаганий.
В малодетной семье родители, порой, стремятся к максимальному удовлетворению всех желаний своего ребёнка, в большинстве своём – излишествующих. Обычно родители единственного ребёнка не считают нужным осмысливать и классифицировать запросы малыша, разделять их на «главные» и «второстепенные». Однако характер и направленность детских желаний обычно бывают хаотичны и непоследовательны. Если ограничения желаний детей не используется родителями как педагогическая целесообразность, то последствия иногда бывают очень печальными. В одном случае, навык ребёнка настаивать на своих желаниях раскачивает
эмоциональную сферу и ослабляет его волю, провоцируя тем самым невротизацию характера. В другом случае, всецелое удовлетворение детских желаний (даже опережающее, когда потребность иметь что-либо ещё не возникла) приводит к угасанию каких-либо жизненно значимых потребностей. К подростковому или юношескому возрасту запас насущных желаний в таких детях, как правило, иссякает. Это приводит к инфантилизму. Имитации и подмены жизненных потребностей нарушают адекватность мировосприятия и закрепляются девиантным поведением: правонарушениями, сексуальной распущенностью, употреблением наркотиков, алкоголя. Возможна и виртуализация сознания, уход в мир иллюзий и грёз, компьютерных игр. Молодой человек теряет жизненную целеустремлённость и способность к целеполаганиям.
Трудолюбие – характерная черта детей, выросших в многодетных семьях. Происходит это оттого, что в период взросления особенности организации быта и жизненные условия многодетной семьи помогают сформироваться позитивным волевым качествам в душе ребёнка. Обычно, когда перед семьёй возникает какая-либо жизненная задача, каждый старается в меру своего возраста и умения внести свой вклад в общее дело. В детском коллективе, управляемом родителями, не принято отстранять малыша от труда, даже если он совсем мал и только-только научился только ходить. Значительно удобнее включить его в общее дело, показав простые операции (или предметные манипуляции), похожие на действия взрослых. Все знают, что самые интересные игрушки для малышей – это предметы обихода из жизни семьи: мамины кастрюли, крупы, папин молоток, гвозди и многое другое. Участие всех детей, даже самых младших в общем деле, решает много задач:
достигается практический результат по жизнеобеспечению семьи;
созидается единый дух семьи в совместной деятельности;
дети научаются различать элементы и видеть целое в конкретных делах;
старшие дети овладевают навыками обучения младших;
дети познают меру своих возрастных возможностей.
Ещё одна особенность участия детей в общем семейном деле: трудно позволить себе лениться или плохо исполнять свой участок работы, когда всё тут же будет обнаружено и объявлено во всеуслышание. Добровольно-обязательное усердие формирует осознанное отношение к качеству своего труда и полученному результату. Особенно естественно воспитывается трудолюбие в условиях деревенской жизни. Здесь не надо объяснять ребёнку, что нужно полить грядку или напоить телёнка – это становится очевидной необходимостью, и волевое усилие активизируется легче и осознаннее.
В малодетной семье, особенно живущей в городе, так же можно организовать трудовое воспитание ребёнка, но это требует от родителей особых педагогических усилий и не имеет той радостной атмосферы соревновательности и задора, которые присутствуют в многодетной семье. Взрослому человеку легче самому помыть посуду, чем ждать пока малыш «повозит» щётку по тарелке, разливая вокруг себя воду. Поэтому часто импульс деятельной активности двух-трёх-летнего малыша блокируется запретом или страхом родителя за него. Вырастая, он и сам уже ничего не хочет делать по дому, потому что внутренняя инициатива к трудовому действию была заблокирована.
Психологическая выносливость – самое важное качество, которое дарит многодетная семья своим воспитанникам. Закалённые с детства необходимостью преодолевать внешние и внутренние сложности, дети из многодетных семей приобретают навык самостоятельно справляться с трудными ситуациями, изыскивать реальные средства для достижения конкретных целей, соизмерять свои амбиции и возможности. Отзывчивость, способность видеть не только свои проблемы, но и трудности других людей, позволяют детям из многодетных семей не «застревать» в возможных неудачах, объективно ранжировать их в системе человеческих ценностей и помогать в житейских заботах близким людям. Навык коллективного проживания уводит их от невротического одиночества, рождает потребность разделять с родными горе и радость, сохраняет душевную щедрость и открытость
в общении. Эмоциональная гамма переживаний и чувств межличностного общения в многодетных семьях многогранна. Им приходится научаться большому количеству вариантов взаимодействий с разными людьми и разными типами характеров. Совместная жизнь в едином домашнем пространстве по установленным семейным правилам, братско-сестринская любовь-поддержка формируют образ настоящей дружбы, истинной жертвенности, где один за всех и все за одного. Это даёт детям из многодетных семьей высокую степень психологической гибкости и социальной адаптации.
Отсутствие воспитания в большом коллективе родных людей усугубляет социальную атомизацию и ускоряет отход новых поколений от психосохранных национальных традиций в личной и общественной жизни. Психическая неустойчивость и всё усиливающаяся психологическая ранимость молодёжи сигнализирует современному человечеству, что нарушены очень важные жизненные принципы существования. Либеральные ценности, низвергающие нравственные нормы, дезориентируют молодежь в выборе жизненного пути и делают человека беззащитным перед внутренним хаосом собственной души. Права отдельного человека вступают в противоречие с благополучием семьи, общественной моралью, библейскими заповедями. Эгоистический взгляд на ситуацию, эгоцентрическая призма восприятия действительности рождает в душе человека повышенную тревожность, пессимизм, чувство тотального одиночества. Личностные проблемы, порой, «накрывают» его настолько сильно, что он не имеет никаких сил противостоять ни жизненным трудностям, ни своим порокам. Эти эмоциональные состояния становятся причиной экзистенционального вакуума и суицидальных переживаний подростков.
Много психологических проблем может решить воспитание подрастающих поколений в духовно здоровой атмосфере многодетной семьи. Родители, рождая посланных им Богом детей, умножают жизнь и радость на земле. Решимость рождать детей не блокируется социально-бытовыми аргументами, а появление каждого последующего ребёнка воспринимается как зримое умножение полноты супружеской любви. Богатея детьми, многодетные родители обретают всё возрастающую духовную силу, становятся источником новых жизней, а родовая сокровищница пополняется самым главным богатством – детьми.
Глава из книги Е.Г.Поповой, Н.Г.Храмовой, "Семья: от влюбленности - к любви"
vk.com/@-168079089-bez-nazvaniya