УТВЕРЖДАЮ
Уполномоченный
при Президенте Российской Федерации
по правам ребенка
П.А. Астахов
2 апреля 2015 года
РЕЗОЛЮЦИЯ
Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка
по итогам обсуждения вопроса «О проекте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2015 года» (20 марта 2015 года)
Члены Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка (далее — Совет), представляющие Ассоциацию родительских комитетов и сообществ, Всероссийское родительское сопротивление, Всероссийское родительское собрание, Объединенный общественный комитет в защиту семьи, детства и нравственности, Общественный центр правовых экспертиз и законопроектной деятельности, другие общественные объединения, РПЦ и иные традиционные для России религиозные конфессии, а также специалисты в области психологии семейных и детско-родительских отношений, обсудив проект Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2015 года (далее — проект Стратегии) признали:
- особую общегосударственную и общенациональную значимость для современной России решения назревших концептуальных и стратегических вопросов воспитания подрастающего поколения;
- социальное и духовно-нравственное значение этого важнейшего программно-стратегического документа для защиты интересов национальной безопасности России;
- острую социальную потребность и общественную заинтересованность в появлении общенациональной Стратегии развития воспитания детей, утверждающей главенствующую роль семьи в вопросах воспитания ребенка и провозглашающей построение всей системы воспитания в стране на основе традиционных семейных ценностей, гражданской идентичности, патриотизма, нравственности, духовности и ответственности личности.
Члены Совета отметили большой объем проделанной разработчиками проекта Стратегии работы по учету ранее поступивших замечаний. Они одобрили включение в него ряда важнейших, концептуально значимых положений, касающихся основополагающих прав родителей, определяющей роли семьи в воспитании детей, утверждающих необходимость обеспечения соответствия воспитания в системе образования традиционным духовно-нравственным и семейным ценностям.
Одобрено также исключение из проекта Стратегии ранее содержавшихся в нем положений прозападного характера, в том числе способствующих внедрению в российскую образовательную систему образования и воспитания детей дискредитировавших себя и резко осуждаемых родительским православным сообществом ювенальных технологий.
Обращено внимание на недопустимость построения Стратегии на основе чуждых российским национально-культурным и духовно-нравственным традициям психолого-педагогических теорий автономизации и самодостаточности личности ребенка, создающих опасность его воспитания в духе эгоцентризма, неуважения к родителям, подрыва авторитета семьи.
В то же время участники заседания в качестве серьезного недостатка проекта Стратегии отметили сохранение в нем пробельности в определении концептуальных понятий, которые должны лежать в основе политики государства в области семейного, институционального и иных форм воспитания детей.
Выражена обеспокоенность сохраняющейся декларативностью многих формулировок проекта Стратегии, их фрагментарностью, что обусловливает необходимость в очень серьезной доработке и уточнении смысла тех понятий, которые закладываются в основу указанного документа.
Так, например, в проекте Стратегии в значительном объеме использованы такие концептуально важные термины, как: "традиционные и нравственные ценности", "духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации", "традиционные культурные, духовные и нравственные ценности российского общества" и др. Названные положения, провозглашенные в качестве концептуальных, без их четкого определения в преамбуле или в тексте проекта Стратегии могут быть неправильно истолкованы на практике.
В проекте обсуждаемого документа не нашли отражения принципы, закрепленные в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена 25 августа 2014 года Правительством России), которым должны быть положены в основу Стратегии воспитания детей:
- самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни;
- презумпция добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родителей в семье и обществе;
- ответственность каждой семьи за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей);
- единство принципов и целей политики воспитания детей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Члены Совета считают, что семья должна быть помещена в центр Стратегии развития воспитания, как основа всей системы воспитания ребенка. Соответственно, текстовой массив документа, на 30-40 % должен быть посвящен вопросам семейного воспитания детей.
В качестве основополагающего принципа следует отразить, что именно семья, где муж и жена соединены браком, остается в целом самым безопасной и наиболее благоприятной средой для жизни и воспитания детей. Поскольку семья — это фундамент любого, в том числе российского общества, любая пропаганда, направленная против семьи, должна быть запрещена как подрывающая традиционные ценности, угрожающая целостности и национальной безопасности российского общества и государства.
В числе основных задач государственной политики в области семейного воспитания детей в указанном документе должны быть закреплены следующие положения Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации:
- создание государством условий для самостоятельного решения семьей своей социально значимой функции воспитания детей;
- развитие системы государственной поддержки семей при воспитании детей;
- повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании; содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;
- удовлетворение потребностей семей с детьми в дошкольном и дополнительном образовании, временном присмотре и уходе за детьми.
В принципиальное противоречие с российскими нравственными традициями воспитания вступает положение проекта Стратегии о реализации мнимого права ребенка на ценностные самоопределения независимо от его возраста и уровня интеллектуальной и морально-психологической зрелости, без какого-либо указания на целенаправленное воспитательное педагогическое воздействие, в отрыве от семьи и родителей, без получения их согласия родителей на выстраивание таких индивидуальных траекторий развития ребенка и возможностей его ценностного самоопределения.
Такой педагогический подход, предполагающий неограниченную самостоятельность и свободу ребенка в нравственном самоопределении с игнорированием выбора его родителей, не отвечает задачам сохранения и укрепления российских духовно-нравственных ценностей и угрожает основам правопорядка в государстве.
Существенного уточнения требует также такая поставленная в проекте данного программно-стратегическог
о документа цель, как воспитание детей в духе уважения к общечеловеческим достижениям. К подобным формулировкам требуется проявлять особую осторожность, учитывая агрессивную экспансию идеологии крайне разнообразных современных мировых достижений, включая нетрадиционные формы семьи и брака, сексуальные перверсии, извращенные разновидности выражения свободы слова, свободы творчества, свободы шествий, включая их крайние, националистические и экстремистские проявления, особо опасные для формирования личности ребенка.
Участники заседания признали недопустимой неопределенность положений проекта Стратегии о привлечении общественных организаций, в том числе религиозных, «к содействию повышения педагогической культуры родителей, реализации развития лидерского и творческого потенциала детей в воспитательной деятельности» без закрепления четких требований к таким организациям и критериев их отбора. На практике неоднократно встречались факты вовлечения детей в девиантные формы поведения, растления несовершеннолетних под предлогом их развития и самосовершенствования некими фондами, центрами и другими деструктивными общественными объединениями, организаторы и члены которых впоследствии привлекались к административной и уголовной ответственности.
Декларируемая в данном документе ориентация на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания не сопровождается разъяснением, в чем именно состоит такая качественная новизна, о каких социальных институтах идет речь и к каким последствиям это может привести.
В проекте Стратегии должно быть отражено также положение об абсолютной неприемлемости любых форм нравственного растления и сексуального развращения детей, включая противоречащие российским культурным и воспитательным традициям сексуальное просвещение детей, пропаганду гомосексуализма и других сексуальных девиаций среди несовершеннолетних. Им должно быть противопоставлено обучение детей этике и психологии семейной жизни, введение в школах учебного предмета «Семьеведение», направленного на формирование у обучающихся уважения к родителям, семье, материнству и отцовству, ответственного отношения к рождению и воспитанию детей и другим семейным обязанностям.
Серьезные замечания вызвал у участников заседания терминологический аппарат проекта Стратегии. Документ наполнен формально правильными и актуальными для воспитания детей терминами, которые, однако, при отсутствии их четкого определения (глоссария) не исключают двусмысленности при их толковании и возможных злоупотреблений при их применении на практике.
Так, в обсуждаемом документе используется понятие «культура
безопасной жизнедеятельности в контексте воспитания детей», которое может использоваться для формирования среди несовершеннолетних так
называемой «контрацептивной культуры», внедряющей в сознание детей
ложные, провокационные и растлевающие их представления о безопасности
сексуальных контактов при условии применения методов контрацепции.
Неоднозначно может быть истолкован на практике также термин «формирование у детей экологической картины мира». Такого рода формулировки могут привести к внедрению в образовательное пространство, в том числе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, идеологии деструктивных религиозных и иных сектантских организаций, к противоправной пропаганде антинаучных оккультно-религиозных учений, с чем неоднократно сталкивалось родительское сообщество.
Двусмысленно звучат также расплывчатые положения проекта Стратегии «о переосмыслении ценностей», «о качественно новом общественном статусе социальных институтов воспитания». Они могут быть использованы для проникновения в систему образования учений, программ, методик и практик, чуждых российским культурным и национальным традициям, способных причинить серьезный вред здоровью и развитию детей и подорвать ценностно-смысловые основы традиционной российской системы образования и воспитания несовершеннолетних.
Нуждается в раскрытии термин «риски современного детства», который должен охватывать националистические и экстремистские вызовы и такие риски современного детства, как формирование гедонистических и эгоистических наклонностей ребенка, влияние вредной информации, уход ребенка в суррогатные разновидности образа жизни (алкоголизм, наркотизм, интернет-зависимость, игровая зависимость, сексуальная зависимость и др.).
В проекте Стратегии не закреплен перечень базовых, фундаментальных ценностей, на которых должны быть основаны организация и содержание воспитания детей. В том числе отсутствуют положения:
- о необходимости воспитывать в подрастающем поколении чувства долга;
- о создании механизмов выработки у ребенка привычки вести себя нравственно и формировании устойчивых форм такого поведения;
- о воспитании ответственного отношения ребенка к своим обязанностям как непременного условия реализации своих прав и прав окружающих людей;
- о формировании в детской среде обстановки, благоприятной для закрепления у ребенка установок нравственного поведения как условия духовно- нравственного развития детей;
- о роли русского языка, русской культуры в воспитании и социализации детей;
- о важной роли учительства, участии учителей в воспитании ребенка
- о приобщении детей к истории своего народа, своей страны как условия формирования их национальной идентичности;
- о полоролевом воспитании мальчиков и девочек, направленном на формирование ими в дальнейшем своей собственной полноценной семьи, основанной на заботе и уважении друг к другу, ориентированной на рождение и совместное воспитание детей.
Участники заседания отметили пробельность проекта Стратегии в части охраны психического здоровья детей как основы формирования и воспитания гармоничной и здоровой личности и предложили закрепить в нем положения:
- о реализации специализированных подходов к воспитанию детей с различными формами нарушения здоровья с применением научно обоснованных методик и привлечением специалистов в области реабилитации и дефектологии детей;
- о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в детской игровой среде, в том числе в детских играх, игрушках и игровом оборудовании для детей;
- о поддержке семейного воспитания посредством создания условий для психолого-педагогической поддержки родителей и других членов семьи, обеспечения доступной и качественной коррекционной и реабилитационной помощи семье в целом;
- о развитии и поддержке межведомственных центров психолого-медико-педагогической помощи семье и детям, недопустимости их перепрофилирования и ликвидации.
По мнению членов Совета, в проекте Стратегии большее внимание должно быть уделено сотрудничеству государства в деле воспитания граждан с Русской Православной Церковью и другими традиционными для России религиозными конфессиями, которые предложено выделить в качестве субъектов системы воспитания.