8-800-100-30-70

Постановление Центрального исполнительного комитета СССР «О запрещении абортов» 1936 г

25.08.2023

27 июня 1936 г. было принято постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах».

Именно этим постановлением спекулируют защитники абортов в структуре медицинской и социальной государственной помощи.
Сталинский запрет абортов из успешной геополитической стратегии превратился в культовый и непогрешимый аргумент против любых антиабортных мер.

Предлагаем вместе с кандидатом экономических наук Алексеем Ульяновым рассмотреть подробнее этот исторический феномен длиною в 19 лет.

В 1920 году Россия первая в мире легализовала аборты и обеспечила материальное обеспечение этой операции, придав ей абсурдный статус медицинской помощи.
Здоровая женщина могла легально убить здорового ребёнка – то есть результатом данного лечения является искалеченная женщина и мёртвый малыш.

При этом доступность данной операции была не абсолютной: начиная с 1924 г. формировались «абортные комиссии», выдающие разрешения на бесплатные аборты, которые выполнялись в порядке классовой очередности: сначала – безработным незамужним женщинам; затем – матерям-одиночкам, многодетным, занятым на производстве и уже после этого – всем остальным: застрахованным и прочим гражданкам.

Женщина, не получившая разрешение на бесплатное проведение операции, за искусственное прерывание беременности должна была платить.

Это важное свидетельство является неудобным историческим фактом, так как вынуждает абортных защитников снизить накал драматизма в процессе описания ситуации до/после запрета.

Согласно немногочисленным, но красноречивым данным легализация абортов вызвала взрывной рост количества обращений за данной услугой и рост материнской смертности.

Государственное разрешение вытравливать детей при содействии врачей и без нареканий со стороны общественности оказалось ящиком Пандоры – на долгие годы аборт оставался основным и единственным рассматриваемым способом контроля репродукции и планирования количества детей в семье.

В 1936 г. аборты по желанию были запрещены.
Медицинские аборты были дозволены только в случаях, когда «продолжение беременности представляет угрозу жизни или грозит тяжелым ущербом здоровью беременной женщины, а равно при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей».

В 1935 г. в стране насчитывалось 1,9 млн абортов, после их законодательного запрета в 1936 г. их число резко снизилось, но затем возросло снова, составив примерно половину от данных за 1935 год.

Исследователи не могут дать однозначную оценку при подсчёте соотношения самопроизвольных и криминальных абортов.
Невозможно исключить и эмоциональную составляющую оценок экспертов – личная убежденность в необходимости легальных абортов для общества будет склонять учёного в сторону более пугающих и шокирующих данных о материнской и младенческой смертности и неэффективности запрета для повышения нравственности, снижения рисков для здоровья и достижения демографических успехов.

А вот в каком контексте интерпретирует общеизвестные данные Алексей Ульянов:

Уже в 1937 году рождаемость выросла на 1,2 млн человек. В расчете на одну женщину это дало увеличение на 0,5 ребенка, с 4,5 до 5. Смертность от криминальных абортов, правда, тоже выросла. Но даже сторонники абортов приводят данные (и это самая высокая, на мой взгляд, завышенная оценка) о росте на 400-900 человек в год.

Всех погибших, конечно, очень жаль. Но их число в 1000 раз меньше роста рождаемости и в 5 раз меньше того, сколько умирает в современной России, например, от рака груди, который, как и некоторые другие виды рака, упоминается в числе возможных последствий абортов……

…….Но самое главное – уровень материнской смертности определяется в первую очередь развитием технологий, а не запретом абортов. В дореволюционной России тоже был высокий уровень материнской смертности. Но с изобретением пенициллина, общим развитием медицинских технологий материнская смертность начинает резко снижаться, в том числе от подпольных абортов.

Также следует помнить о совершенно особых условиях жизни во время Великой Отечественной войны и после неё. По данным женских консультаций и родильных домов, в начале войны выросло число преждевременных родов и увеличилась материнская смертность. Даже при том, что беременные и родившие мамы получали увеличенный паёк, катастрофическими темпами развивались алиментарная дистрофия и авитаминоз.

Младенческая смертность в оккупированных городах, особенно в блокадном Ленинграде, стала обыденностью. Маловесные дети, зачастую недоношенные и нуждающиеся в особом уходе, оказывались лишены даже материнского молока – ведь из-за хронического недоедания у мам оно не вырабатывалось в достаточном количестве, а некоторые и вовсе не могли начать кормить.

На базе Ленинградского педиатрического института на молочно-пищевой станции разработали рецепты «молочной» смеси и составили рацион питания детей из компонентов, которые раньше не применялись не то что для питания детей – вообще для людей не предназначенных! Восстановленное растительное масло из олифы, хвоя, дрожжевой суп, соевая смесь для грудничков.

Разве можно корректно сопоставить данные материнской и детской смертности военных и послевоенных лет и обвинить в высоких показателях по этим параметрам запрет абортов по желанию?

Разве можно сравнивать уровень развития медицины, доступность акушерской помощи и осведомлённость о мерах контрацепции в рассматриваемом периоде и сейчас?

Почему наше законодательство и здравоохранение ориентируется на потенциальных преступников, которым не страшны ни риски для жизни и здоровья, ни государственные запреты?

Запрет абортов в России XIX века в сочетании с разумной социальной и демографической политикой может стать уникальным образцом суверенной геополитики и заботы о людях.

Мы можем переосмыслить и повторить исторический опыт, не повторяя ошибок.

Источник: телеграм канал АНО «Спаси Жизнь»