Страсти вокруг поощрения государством семей, решившихся родить второго ребенка, вспыхнули с новой силой. Бурю эмоций у заинтересованной общественности вызвало не столько обещание вице-премьера Ольги Голодец продолжать выдачу сертификатов материнского капитала в 2017 году, сколько последующее за ним «мягкое» опровержение Минфина, объявившего, что этот вопрос пока в правительстве не обсуждался. «Известия» решили выяснить, велика ли вероятность того, что в обозримом будущем эта программа прекратит свое существование.
По словам представителя Минфина, речь вице-премьер вела лишь о том, что после 2016 года будут гарантированно производиться выплаты по полученным ранее сертификатам. Позже примерно в тех же выражениях слова Ольги Голодец разъяснил и ее аппарат. И это дало экспертам нешуточный повод для тревоги: за годы существования программы она не только стала своеобразным символом демографической политики России, но и показала неплохие результаты «на выходе». «Сертификаты начали выдавать с 2007 года, и с этого года рождаемость в нашей стране начала расти, — констатирует Ирина Соколова, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей. — Если в 2007 году на свет появилось около 1,5 млн детей, то в 2013 году — уже 1,9 млн. Положительная динамика наметилась и в количестве рожденных вторых, третьих и последующих детей. Так, в 2007 году «не первыми» оказывались 37,6% российских детей, в 2013 году — уже 53%».
При этом минимум 30% россиянок, участвовавших в различных соцопросах, признались: на их решение родить второго ребенка повлияла перспектива получить обещанные правительством сотни тысяч рублей.
Кто еще?
Уже к 2012 году примеру федеральных властей последовали руководители практически всех регионов, и в дополнение к общероссийскому маткапиталу особо сознательные родители стали получать сертификаты от субъектов Федерации. При этом власти последних установили свой перечень «заслуг», достойных такой награды. В большинстве регионов материнский капитал выплачивается женщинам, родившим либо усыновившим третьего ребенка. А, например, в Московской области он выдается за второго ребенка; на Алтае — за четвертого; в Башкирии — за каждого усыновленного. В некоторых субъектах РФ возможность его получения предусмотрена для одиноких отцов и детей, оставшихся без родителей.
В большинстве регионов сумма местных сертификатов варьируется в размере 100–150 тыс. рублей. Наименьшая величина такой матпомощи — 50 тыс. рублей — установлена во Владимирской и Челябинской областях. Самыми щедрыми в этом отношении оказались Башкортостан — он платит мамам 429 тыс. рублей (соответствует величине субсидии, предусмотренной федеральным законом о материнском капитале), а если семья усыновила ребенка-инвалида, то ей выплачивается еще 100 тыс. рублей, Ненецкий автономный округ — 352 тыс. рублей, Хабаровский край — 212 тыс. рублей.
Порядок использования регионального материнского капитала устанавливается законодательством регионов и может не совпадать с тем, который определен на федеральном уровне, напомнила Ирина Соколова. Власти многих субъектов Федерации предоставляют гражданам возможность израсходовать субсидию на куда больший перечень целей, в том числе покупку автомобиля, приобретение земли, ремонт жилья или лечение.
Кроме того, жители всех регионов вправе потратить региональный и федеральный материнский капитал на улучшение жилищных условий (строительство, приобретение, реконструкцию недвижимости) и оплату детских образовательных услуг. А вот сделать взнос в накопительную часть пенсии матери за счет субсидии на третьего ребенка разрешается не во всех регионах. Многие семьи заинтересованы в получении материальной помощи наличными. Однако на сегодняшний день большинство субъектов России не предоставляют такой возможности. Исключение составляют Ивановская область — на руки можно получить 50 тыс. рублей, Красноярский край — 12 тыс. рублей, но каждый год, Владимирская область — 10 тыс. рублей в качестве разовой выплаты.
Правда, вопрос, продолжат ли получать россиянки все эти выплаты в том случае, если будет упразднен маткапитал федеральный, до сих пор остается открытым.
Без паники
Чтобы выдавать сертификаты на федеральный маткапитал в 2017 году, необходимо принять соответствующий законопроект, напомнила Ирина Соколова. Но никаких предложений на этот счет в парламент пока не поступало. Впрочем, трагедии в этом депутат не видит — времени на разработку документа еще достаточно, и вряд ли правительству будет легко от этих выплат отказаться. В правдивости же панических слухов о том, что против продления программы материнского капитала в кулуарах правительства настойчиво выступает глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев (главный его аргумент: это позволит государству экономить в год около 300 млрд рублей, которые можно потратить с гораздо большей пользой на ту же поддержку семей), Ирина Соколова усомнилась. «Насколько я знаю, министерство просто предложило оценить эффективность использования средств материнского капитала, так как это достаточно большие расходы федерального бюджета. Сделать это стоит хотя бы потому, что маткапитал — уникальная российская практика, больше нигде в мире она не применяется», — пояснила депутат.
«Россия является «вымирающей» страной, и если не предпринять экстренных мер, к концу столетия население государства уменьшится в два раза — со 140 до 70 млн человек», — считает Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития. Одной из этих экстренных мер, по мнению эксперта, должна оставаться программа маткапитала. «Конечно, не стоит считать, что зафиксированное увеличение рождаемости — это заслуга одной лишь этой программы. Важную роль здесь сыграло сразу несколько факторов — в том числе общая экономическая стабилизация ситуации после потрясений 90-х годов и «нефтедолларовое благополучие» страны, сказавшееся на уровне жизни населения. Однако если хотя бы 15% женщин признаются, что к рождению второго ребенка их подтолкнул обещанный властью сертификат, то это очень хороший показатель. И отказываться от этой меры мы не имеем права», — заметил Юрий Крупнов.
С такой позицией согласна Евгения Сигарева, заведующая сектором воспроизводства населения Центра социальной демографии ИСПИ РАН. «В социологии есть такое понятие «золотое десятилетие» — в случае женщин это возраст с 21 по 30 лет. В этот период они вынуждены выбирать из несколько сценариев жизненного пути: должны ли они посвятить себя семье и материнству, сосредоточиться на построении карьеры или все свободное время отдавать развлечениям. В нынешней демографической ситуации задача государства — подтолкнуть женщин к выбору первого варианта. Материнский капитал стал своеобразным социальным договором власти с населением и успел неплохо себя зарекомендовать. Зачем же ставить на этой программе крест?» — вопрошает она. По мнению специалиста, сегодня нам нужны не альтернативные, а добавочные меры к маткапиталу.
Сотрудники Института социологии РАН изучили степень влияния программы материнского капитала на планы россиян иметь второго ребенка. Как оказалось, и в провинции, и в городах надежды на эти выплаты возлагают примерно равные доли семей. И только большинство москвичек признались, что программа является «бесполезной», так как сумма — чуть больше 400 тыс. рублей — мала и серьезно облегчить жизнь не может.
При этом, согласно исследованию, программа подталкивает к рождению второго ребенка наименее образованных россиян — те супружеские пары, в которых ни у жены, ни у мужа нет высшего образования. Программа также чаще привлекает те пары, в которых жены заняты в сфере обслуживания (43%) или являются домохозяйками (37%) и мужья также заняты в сфере обслуживания (41%), — социологи относят такие семьи к среднеобеспеченным.
По закону
Многие респондентки жаловались на малую функциональность маткапитала и предлагали расширить перечень «статей», на которые его можно потратить. И это предложение периодически находит отклик в сердцах законотворцев всех уровней. С 2007 году в Госдуму было внесено больше 25 законопроектов, предписывающих как увеличение спектра возможностей для использования денежных средств, так и расширение круга тех, кто может на эти выплаты претендовать. «Однако имеются два очень перспективных законопроекта, разработанных Министерством труда и социальный защиты. В настоящий момент документы проходят общественное обсуждение», — заметила Ирина Соколова. В первом речь идет о разрешении использовать материнский капитал на оплату первоначального взноса за ипотеку, не дожидаясь достижения ребенком трехлетнего возраста. Реализация второго законопроекта позволит тратить материнский капитал на реабилитационные программы для детей-инвалидов. Кроме того, по мнению депутата, не стоит с ходу отбрасывать и предложение разрешить использование средств на выплату пособий на детей в возрасте от полутора до трех лет — то есть в тот период, когда семьи получают минимальную поддержку от государства.
Те, кто на эти выплаты претендует, считают, что обсуждаемые поправки способны существенно облегчить им жизнь. «Весной мы с женой хотели внести эти деньги как первоначальный взнос в покупку квартиры. Однако в банке нам сказали, что это невозможно — их можно вкладывать только в погашение кредитов. Но ведь набрать первоначальный взнос на квартиру в Москве собственными силами — это тоже большая проблема. Особенно при том, что жена у меня не работает, а занимается двумя маленькими детьми», — признался москвич Алексей А.
Еще один рецепт демографического счастья озвучила многодетная мама Любовь Маленко, председатель новосибирской областной общественной организации многодетных семей «Надежда»: «Поправки в законодательство, облегчающие использование маткапитала — дело хорошее. Но этого недостаточно. Семьям сегодня необходима комплексная поддержка — не только финансовая, но и бытовая, и моральная. Государству необходимо создавать положительный образ семьи и поднимать статус этого института. Молодые люди должны видеть успешную семью и быть уверенными в том, что рождение ребенка не будет иметь негативных последствий ни для их социального, ни финансового положения».
Статистика
По состоянию на 1 августа 2014 года выдано 5,264 млн сертификатов на материнский капитал. За все время существования программы из федерального бюджета на нее было выделено более 900 млрд рублей.
К концу лета этого года использовали свои сертификаты 2,602 млн семей, причем 95% из них — на решение жилищных проблем, 142 тыс. семей — на образование детей. Мамы, решившие пополнить этими деньгами свои пенсионные накопления, остались в меньшинстве, их набралось чуть больше 2 тыс. человек.