Андрей Кочергин – современный писатель, мастер боевых искусств и основоположник современного ножевого боя в России
— Андрей Николаевич, какие личностные черты, на ваш взгляд, являются истинно мужскими, отличают мужчину от женщины?
— Аналогичный вопрос недавно обсуждали посетители форума нашего сайта Koicombat.org, когда на нем появилась тема: «Кого можно считать настоящим мужчиной?» Я хохотал в голос, читая некоторые сообщения, где утверждалось, что «мужчиной является тот, кто умеет хорошо водить машину, стреляет минимум из трех видов оружия, владеет ножом и имеет как минимум одно высшее образование». Продолжая рассуждать подобным образом, можно договориться до мелочей вроде того, что мужчина — это человек, у которого есть ботинки, коричневые пуговицы на черном пальто и у которого дымится в руке папироса…
Мне видится, что настоящий мужчина это тот, кто почитает своих родителей, честно служит своей Родине и кормит свою семью. Он — защитник Отечества, он — отец, глава своей семьи, он почитает своих отцов, и он является тем переходящим звеном, которое передаст сознание и веру своей нации ее будущим поколениям. Вот эти три категории видятся мне совершенно мужскими.
Женщина, в свою очередь, предназначена помогать мужчине в выполнении его миссии, но не может его заменить. Опасаясь обидеть милых дам, скажу, что некоторые свойственные им порой черты несвойственны настоящему мужчине. Скандальность, интриганство и слабохарактерность женщине простительны в силу ее природной слабости, но в мужском исполнении они смотрятся отвратительно.
Какие еще черты и качества следует иметь настоящему мужчине? Ровно те, которые любой маме хотелось бы видеть в собственном сыне. Уверен, что каждая мать хотела бы видеть своего сына человеком ответственным и целеустремленным.
В этой связи важно понимать, что мужественность есть состояние перманентное. Это не просто набор качеств, это целостное внутреннее состояние человека, определяемое принятыми им решениями, жизненными ориентирами и представлениями о недопустимом и о должном в своем поведении.
Особенно ярко мужество проявляет себя в подвиге. Слово «подвиг» имеет тот же корень, что и глагол «двигать». Свершаемый подвиг осуществляет наше «продвижение», нужно только выяснить куда. Сложно представить себе подвиг, к которому был бы применим эпитет «мерзкий» — подвиг должен быть чистым, его совершение всегда подвигает человека, либо какую-то общность людей к свету. И если подходить к этому вопросу религиозно, с позиции христианской культуры, то подвиг — это путь к Богу, подвигание к Богу, движение к воссоединению воли человека с волей Бога.
Мы, христиане, имеем в качестве ориентира идеальный образ, которому хочется абсолютно соответствовать — образ Спасителя, который, будучи и человеком, и Богом, не имеет ни одного отрицательного качества. В силу своего абсолютного совершенства Он смог совершить удивительный для любого человека подвиг: принял смерть на кресте, имея возможность одним мановением руки призвать на помощь легион ангелов. Но смертью своей и воскресением доказав правоту своего дела, приняв смертью своей грехи мира на себя, и вновь через это возвратившись к Отцу, Иисус показал нам, каким должен быть настоящий мужчина и куда должен быть направлен подвиг. Это идеальный пример той жертвенности и того величия, которыми потенциально обладает человек. Но готовность к ним не рождается сиюминутно.
Любое событие, прежде своей реализации, рождается в душе человека. Это касается и низости, это касается и великих свершений. До того как начать действовать, свои поступки мы переживаем внутренне, и в этом процессе можно выделить три последовательные стадии: осмысление, осознание и умоположение. И для мужчины, чтобы его подвиг состоялся, крайне важно знать и видеть те ценностные ориентиры, которые позволили бы ему принимать и реализовать правильные решения, не боясь приносить необходимые жертвы.
Вот почему я очень за то, чтобы нравственное воспитание вернулось в наши школы. Я родился в Советском Союзе. Мы все знали, как выглядят советские герои — идеалы нашего времени, и нас учили тому, что мы должны им соответствовать. Мы играли в военные игры, где всегда были «наши» и «не наши», под которыми подразумевались русские и немцы: так мы по-своему переживали Вторую мировую, которая прошла совсем недавно до нашего рождения. И мы твердо знали, что уж кем-кем, но «немцами» мы точно не хотим быть, так что даже попадание в команду «за немцев» в игре было позорной участью. Мы точно хотели быть «русскими»: теми партизанами, теми офицерами, солдатами, летчиками и моряками, образ которых стоял перед нами. Их подвиг горел в нашем сердце, и это было правдой.
На этом фоне не служить в армии считалось предосудительным, не служивший молодой мужчина вызывал в то время глубокие сомнения в своих этических качествах и состоянии своего здоровья. И все вместе это было патриотично, это было правильно.
На сегодня, к сожалению, воспитать мужественного человека тяжело, потому что у нас нет перед глазами тех гражданских образов, которые говорили бы, кем может и должен быть современный русский человек.
К сожалению, утеряв веру Христову в массе своей, мы потеряли и образ Спасителя, который должен был бы нам показать, каким должен быть человек в целом и мужчина в частности. Мужчины, который самоотречением своим от мирской суеты, от сиюминутных благ и удовольствий и подчинением себя высшей цели, смог бы принять смерть если не с радостью, то с благородством и спокойствием. Смерть, принятая через подвиг, увековечивает подвиг. Так смерть Спасителя на кресте дала жизнь нашей Церкви, и вот она уже две тысячи лет держит перед собой этот образ Распятого на Голгофе как образ честности. А слово «честность» происходит от слова «честь», и это тоже истинно мужское качество: мужчина должен иметь честь и быть честным.
Подытожу: мужество есть состояние подвижное, развивающееся, и для своего сохранения и умножения должно быть постоянно подпитываемо внутренней работой человека. Который черпает для этой работы вдохновение из примеров мужества, которыми он располагает и в которые он верит.
Подвиг — это проявление мужества в поступках.
Честь — это те нравственные рамки, которые не позволяют человеку ошибаться, и совершать мерзости или бездействовать вместо совершения подвига.
Ответственность — это качество, позволяющее следовать принятым решениям и делающее невозможным отступления от них. Я на этот счет обычно говорю: отсутствие выбора крайне упрощает выбор. Примите однажды решение и четко следуйте ему. Я свои решения не отменяю, я за свои решения отвечаю.
И в сумме ответственность, честность и подвиг образуют мужество как дифференциал усилий мужчины по достижению поставленной им перед собой высокой цели.
— Андрей Николаевич, как воспитать в себе названные вами мужские качества или развить их в себе тем мужчинам, кто ощущает себя недостаточно мужественным?
— На этот счет у меня есть одна просто замечательная история. Как-то раз пишет мне мальчик. И пишет он приблизительно следующее: «Вот, Андрей Николаевич, знаете, я тот самый человек, над которым вы постоянно смеетесь, когда рассказываете что-нибудь о том, как омерзительно быть слабым. Да, я — тот самый тщедушный, «забавный карапуз». У меня действительно тоненькая шейка, у меня действительно оттопыренные уши, у меня очки с толстыми стеклами. И таким я был всегда. Я очень маленький и худой. Надо мной все издевались сначала в садике, а потом в школе. Я, как бы, знаете, даже привык к этому. Я даже не представляю себе какой-то другой жизни. Я свыкся с тем, что я такой, даже перестал обращать на это внимание. Потому что человек привыкает ко всему. Я привык к постоянному унижению.
Я много читаю, ну, наверное, потому, что мне больше и заниматься-то нечем. Мне некуда реализовываться, потому что я слишком смехотворен для всего, что меня окружает. И поэтому я много читаю, реально много. И вот однажды, в книжном магазине я подошел к одной из полок и вдруг увидел какую-то странную книжку среди спортивной литературы. Из-за своей слабости я даже и не интересовался никогда никаким спортом и единоборствами, но та книжка меня поразила. Показалась она мне чем-то очень броской, я не смог пройти мимо. Я открыл ее на первой странице, начал читать и долго не мог сдвинуться с места. Я ее купил. Я стал ее читать, а потом перечитывать. Это была ваша книга.
Я ее читал-читал, читал-читал, читал-читал, и вдруг понял, что ТАК жить, как живу я, дальше невозможно. Я вдруг понял, что трусом жить нельзя, что это омерзительно, это противоестественно! Ну и, собственно говоря, на этом я и остановился. Ну а что мне было делать дальше? Я понял, что жить так дальше нельзя, а что мне делать с этим знанием — не знал.
И вот однажды я иду по своему двору домой и вижу такую страшную картину: трое каких-то пьяных подростков жестоко избивают лежащего на земле пожилого человека. И мне стало так страшно, что я втянул голову в плечи и постарался быстренько-быстренько их оббежать, чтобы мне от этих хулиганов не влетело. Бегу я потихонечку к своему парадному, и вдруг спрашиваю себя: «А куда же ты бежишь?! Ты сейчас придешь домой, откроешь дверь, возьмешь книгу, и она тебе руки сожжет. Она тебе руки сожжет!» И мне стало еще страшнее, когда я на ходу развернулся, даже особенно не понимая, что делаю, подбежал к этим ребятам и ударил одного. И, видимо, настолько они не ожидали происходящего, что он возьми, да и упади. Их было трое, тех, кто пинал ногами этого деда. Один упал, а двое остались и эти двое повернулись ко мне. Я решил: ну вот, собственно, и все…
Но, поразительным образом, двое стоящих у соседнего парадного мужиков, которые курили и которые не вмешивались в драку, потому что это было не их дело, увидев, как какой-то тщедушный подросток кинулся спасать избиваемого человека, бросились мне на помощь. Хулиганы просто убежали. Избиваемый оказался выпившим мужиком за пятьдесят, у которого напавшие на него подонки забрали мобильник и какие-то деньги. При этом в результате избиения они серьезно искалечили ему лицо. Получается, что я спас человека».
Возникает вопрос: что было основой для этого мужества, кроме того, что человек совершенно ясно понял, что дальше быть слабым ему нельзя? Какой возраст должен быть у человека, чтобы он это понял? Какие ограничения должны быть у человека, которые помешали бы ему понять, что жить слизняком — это омерзительно?
Мы не зависим ни от чего, кроме того, что происходит в нашем сердце. Вот и остается только принять решение, а потом не отступать от него, чем бы мы за это не заплатили. И чем выше оказывается цена, тем, видимо, оправданнее то решение, которое мы приняли.
Поэтому единственное, о чем бы я мечтал, так это о том, чтобы в моей стране мужчины вдруг поняли, кто они, осознали, зачем они здесь и сейчас, вот в этом месте. И что они могут сделать для себя и своего народа. Я не про то, чтобы купить себе новую машину или погладить свои брюки.
Я про то, что придя голыми в этот мир, мы голыми и уйдем из него, не захватив с собой ничего. Но при этом вся наша жизнь — это огромный экзамен, который кто-то сдает, а кто-то нет. Я мечтаю, чтобы мы все его сдали, чтобы на Страшном суде у каждого было хоть что-то, что можно было бы предъявить в свою защиту, чтобы оправдаться за то, что ты делал на земле все отпущенные тебе годы. И дай Бог, чтобы ангелы вспомнили, скольким людям ты помог, протянул руку, от скольких мерзостей ты отказался, в силу неприятия последних.
Чем выше мы поднимаемся на эту гору, тем на большее число вещей мы права не имеем. Чем тяжелее идти, чем меньше попутчиков рядом. И слава Богу, что так. Потому что по мере возрастания цены, которую ты платишь за свой путь, возрастает его ценность.
— Занятия какими видами спорта вы могли бы порекомендовать как наиболее лучшим образом развивающие мужские черты в мужчине?
— Каким видом спорта стоит заниматься? Да любым. Потому что любой спорт — это дисциплина, это — планирование, это — школа достижения результатов, и это привычка к труду, огромному труду. Но при этом всем, занимаясь физическим совершенствованием, человек просто обязан заниматься совершенствованием духовным. Здесь, кроме собственных усилий спортсмена, огромную роль играет личность его тренера, который сам должен олицетворять те ценности и качества, которым бы вы хотели соответствовать и приобрести.
Наш второй тренер Эдик Широбоков каждые субботу и воскресение ездит в детский дом и отвозит те крохи, которые зарабатывает, живущим там детям. Он ездит с ними в храм, возит к ним батюшек, дарит им православные книжки. И эти брошенные миром дети становятся лучше. Они названивают ему каждый день только для того, чтобы просто с ним пообщаться.
Делает Эдуард все это без какой-либо рекламы. Делает потому, что уверен, что если он не поможет этим детям, то кто тогда поможет им вместо него? Вот пример тренера. И у нас, без всяких на то ограничений или отборов, подавляющее большинство занимающихся ребят — это ребята православные, ребята русские. Хотя мы никому не запрещаем приходить к нам в зал, так получилось само собой. И я понимаю, почему: трудно заниматься, не будучи православным, у православных тренеров. Трудно быть в среде православных ребят, не будучи верующим человеком. Реально просто трудно. Подобное тянется к подобному.
Но при этом нужно понимать, что любой спорт потенциально греховен. Потому что считается, что без амбиций, без гордыни невозможно добиться победы. Это правда. Православный спортсмен должен обладать огромными духовными силой и мужеством, чтобы не уподобиться своим неверующим собратьям. Нужно огромное мужество, чтобы не гордыня подвигала его к новым успехам, не стремление к реализации своего комплекса неполноценности, но служение своему народу, желание показать на своем примере, каким может и должен быть русский человек.
Приведу пример: Федор Емельяненко. Скромнейший человек. Я брал у него интервью около года назад, и в частности спросил: «Федор, скажите, пожалуйста, когда вы почувствовали себя по-настоящему православным человеком?» — «Полтора года назад» — ответил он. Всего полтора года назад давно крещеный Федор Емельяненко почувствовал себя по-настоящему православным. Я не стал у него спрашивать, что явилось тому причиной, но какое счастье, что взрослый, самостоятельный, к тому времени весьма известный человек обрел настоящую веру Христову в полной мере, и это достижение так дорого ему, что теперь он готов говорить о нем постоянно. И по мере обретения веры, вместо гордыни явилась ответственность за свой народ, желание показать всему миру не самого себя, а пример того, каким богатырем может быть русский мужчина.
А скольких ребят он вытащил с улиц и привел в залы! Социальная значимость этого человека гораздо ярче, ценнее и выше, чем у большинства современных членов правительства, генералов или бизнесменов. Он — единственный на сегодня реальный авторитет для молодежи, в пиар которого не вкладывал деньги никто. Он до сих пор существует в автономном плавании, по сию пору не отмечен и не замечен в той мере, насколько он это достоин. Американцы говорят: если бы он жил в Америке, он был бы национальным героем США. Но современной России Федор в качестве национального героя не нужен. Он далеко не богатый человек, он работает на свой страх и риск. Тренируется в условиях, которые явно не соответствуют его способностям и таланту.
Вот пример православного воина, который сражается с именем Христа на устах и за свою страну, пример православного спортсмена, который достоин подражания.
— В контексте самовоспитания мужчины, стоит ли сегодня молодым людям служить в армии? Известно, какие преступления творятся в сегодняшней армии и насколько бесправен там человек.
— Если обратиться к апологетам марксизма — ленинизма, то вспоминается очень яркая и точная мысль: «армия — это кривое зеркало общества, которому служит». Я уверен, что в сегодняшнем состоянии в России жить оскорбительно. Нам ничего не остается другого, как жить оскорбленными. И наша оскорбленная жизнь в оскорбительном государстве рождает оскорбительную, к сожалению, армию.
И здесь я должен признаться, что за многие, многие годы я так и не нашел ответа на заданный вами вопрос. Отвечу честно: я не знаю. Я не могу взять на себя ответственность за судьбы других людей, заявить что-то категорическое, бравурное, например: «Идите все в армию и там станете настоящими мужчинами». Знаю другое: прятаться от армии, бежать от нее и вести себя нечестным образом, по меньшей мере, оскорбительно по отношению к самому себе.
— Считается, что настоящий мужчина должен быть физически сильным и способным при необходимости с помощью насилия отстоять свои интересы и защитить своих близких, себя. Насколько, на ваш взгляд, физическое здоровье, выносливость и способность к насилию важны для того мужчины, который хотел бы быть настоящим?
— В мире, в котором мы живем, идет война между добром и злом, и мы являемся солдатами на этой войне. Война — это насилие. Солдат, не способный проявить насилие по отношению к врагу, солдатом называться не может. В этой связи интересно будет вспомнить о том, что существование рукопашного боя в современной системе подготовки вооруженных сил не имеет своей целью формирование арсенала выполнения боевых задач.
Рукопашный бой сохраняется как тренинг психической готовности к выполнению боевых задач и комплексная физическая подготовка личного состава. Рукопашный бой тренирует психическую готовность к насилию в отношении самого себя и психическую готовность к насилию в отношении противника. Если человек психически не готов бить другого человека, он никогда не сможет его убить.
Нас и на войне, и в мирной жизни окружает насилие. Только с одной стороны есть насилие сладострастное, совершаемое с удовольствием, а с другой стороны есть насилие вынужденное, которое совершается тогда, когда выбора, к сожалению, другого нет. Потому что непротивление злу зло умножает. Непротивление врагу отдает твою землю и твою семью во власть врага. В этой связи мы все вынуждены уметь защищаться. Нет, к сожалению, другого выхода.
— Если поставить тот же вопрос ребром, то как вы считаете: мужчина не умеющий драться, мужчиной называться не может?
— Мне или больше, чем другим людям, везло или, наоборот, совсем никогда не везло в этом деле, но мне удивительно узнавать о том, что кто-то ухитряется прожить приличное количество лет, не столкнувшись с необходимостью драться.
Один раз я видел человека, который заявил мне, что ему пятьдесят лет, и он ни разу не получал по лицу. Я был поражен этим, я не мог понять, о чем он вообще говорит. В другой раз мне один мальчик написал мне письмо на ту же тему и примерно следующего содержания: «Андрей Николаевич, вы пишите какие-то немыслимые ужасы. Про страшных людей, которые постоянно могут напасть на любого, про то, что насилие всегда близко. Я живу в Москве, я играю на скрипке. У меня отец музыкант. И дядя мой тоже музыкант. Мой папа никогда ни с кем не дрался, у него просто не было в этом никакой необходимости. И мой дядя тоже никогда ни с кем не дрался, и тоже потому, что у него не было такой необходимости. Зачем же вы врете, что описываемые вами ужасные вещи происходят на каждом шагу? У меня в жизни не было ни одной ситуации, в которой мне было бы нужно драться. Просто не было! И я уверен, что такой ситуации не будет никогда».
Я ему ответил: «А я вам завидую! Я не понимаю, как вы это делаете. У меня такие ситуации возникают раз за разом».
Когда я вот сейчас не дрался уже в течение года на улице за свои идеалы или представления, либо потому, что кто-то вдруг решил набить мне мою лысую физиономию, я начал спрашивать самого себя: что со мной случилось? Может быть, постарел, выгляжу как-то по-другому? Или Господь меня милует каким-то особенным образом. Но для меня реально поразительно то, что около года мне не понадобилось использовать мои навыки известного характера.
Кстати, тому мальчику из Москвы наш товарищ, ныне покойный, написал: «Дружище! Я вырос в Купчино. Сейчас я расскажу вам одну историю. Когда я учился в ПТУ, мальчики из соседней группы выкололи гвоздем глаза своему однокашнику. За то, что он то ли в карты им проиграл, то ли нашкодил как-то особенно цинично. По историческим меркам это было совсем недавно. Это — Купчино. Это — Петербург.
Так вот, кто вам сказал, что вы будете двигаться по своей жизни только по тем маршрутам, где нет мальчиков из Купчино? Кто вам сказал, что вы случайно не окажетесь с этими ребятами в одном вагоне поезда, едущего во Владивосток, и они не выпьют водки? Кто вам сказал, что однажды на темной улице не окажется вообще ни одного горящего фонаря, но при этом там не окажутся ребята, которым срочно надо будет закурить, выпить или Бог его знает еще что?»
И вот тут важно понять следующие вещи: если вы не будете чистить зубы, вам грозит кариес. Если вы не думаете о своей безопасности, ваша безопасность вас подведет. Поэтому лучше уметь что-то, но без необходимости не пользоваться этим, чем не уметь и не смочь своим отсутствующим умением воспользоваться, когда это понадобиться. Это просто некий здравый смысл, и не более чем.
В этой связи меня поражают люди, которые не прикладывают усилий, чтобы стать сильнее. Равно как меня поражают и те, кто не прикладывают усилий, чтобы быть умнее, эрудированнее, образованнее. Обучение — это бесконечный процесс, в нем не бывает достаточных достижений. Достаточность — это эфемерное понятие. Если я «достаточно образован» или я «достаточно силен», то только относительно чего-то или кого-то. Это бесконечный процесс, учиться и тренироваться нельзя прекращать никогда, как нельзя прекращать чистить зубы.
— Насколько для мужчины возможно и необходимо применять насилие не для защиты от врагов, а для защиты своих интересов, при воспитании детей, в обращении с супругой? Для того, чтобы морально давить на других людей, имея физическую силу и подготовку, достаточные для того, чтобы при необходимости и физически на них воздействовать?
— При достижении поставленной перед нами цели мы должны применять все методы, которые могли бы нам помочь эту цель достигнуть. Но выражение «цель оправдывает средства» омерзительно по сути своей: и в своих целях и в средствах нужно иметь то внутреннее ограничение, которое диктует нам вера Христова. Потому что недопустимо перешагивать через любовь к своим близким и к Родине, и именно любовь должна нас предостеречь от чрезмерности насилия. Когда ваш ребенок съел ваше варенье, то очевидно не надо стрелять в него из охотничьего ружья, достаточно дать ему подзатыльник. И то и другое — проявления насилия. Оно оправдано кражей варенья. Но есть здравый смысл и внутреннее состояние любви, которое борется не за ворованное варенье, а с проступком ребенка и борется за то, чтобы он более так не поступал.
Так вот, выстраивая свои отношения с другими людьми, мы прежде всего должны думать о людях, и должны по мере сил пытаться их чему-то научить, и не должны думать о своих личных богатствах, вещах или обидах. Применяя насилие, мы должны не наказывать человека, а указывать ему верный путь. Это две полярные вещи.
Мы все в ответе за все, что нас окружает. Понимание этого — единственный способ увидеть свое истинное место в этом мире. Единственный способ избежать эгоцентризма, когда вокруг меня одного вертятся земля и солнце, а все остальные люди вокруг мне должны. Никто ничего мне не должен — я сам должен всем, кто меня окружает. Моими силами, моими знаниями, моими деньгами, моей теплотой, и всем прочим, что я могу отдать людям, чтобы они стали лучше и чище.
— Сегодня многие молодые и не только молодые мужчины тратят огромные усилия для того, чтобы быть сексуальными и соблазнять женщин. Насколько такая «любвеобильность» способствует мужеству и развитию в мужчине мужских качеств?
— Говоря об этом, нужно отчетливо понимать, что такое любовь, что такое похоть, и чем они отличаются друг от друга. Любвеобильность, если рассматривать ее как проявление настоящей любви, должна выглядеть как абсолютная любовь ко всем и ко всему, что тебя окружает, и если вам свойственно такое состояние, то это прекрасно. Но желание обменяться выделениями желез внутренней секреции — это похоть, и это совсем другое.
И вот тут возникает такая штука: сегодня, когда все постоянно говорят о любви, то не о любви, как правило, речь идет.
Однажды я придумал поразительную для меня фразу: любовь — это неосознанное желание доверить свою жизнь объекту любви. Когда у тебя этих объектов в районе тридцати в год, то это означает, что твоя жизнь разлетелась на тридцать кусков. Либо ты ее спрятал от них от всех. Вот тут и возникают суррогаты отношений, которые неумолимо угробят то настоящее чувство, которое, возможно, ты бы смог отдать кому-то по-настоящему.
Но ты решил удовлетворить свою похоть, и никого счастливым в тот момент не сделалось: ни тебя, ни той милой либо глупой женщины, которая тебе доверилась. И вот тут возникает другой момент: а имеем ли мы право так обращаться с женщинами?
Тут даже не в мужестве дело, а дело в цинизме. Легко ли им, женщинам, прощаться с человеком, который воспользовался ими и которого, возможно, они искренне полюбили даже за эти микроскопические несколько часов, проведенные вместе? Почему мужчина не подумал, как тяжело женщине жить вот так?
Есть, конечно, полигамия. Это понятное устройство семьи, в которой первобытный мужчина имел несколько самок, и эта полигамия теперь сохранилась, предположим, в исламском мировоззрении. Где считается, что не надо, конечно, никому и никогда изменять и не надо блудить, достаточно иметь четыре жены и двадцать наложниц, почему нет? Не готов спорить с этими людьми, но насколько же больно женщине чувствовать себя не единственной! Не любимой, а всего лишь стоящей в какой-то череде. И здесь теплота и ответственность, та самая мужская ответственность должна останавливать мужчин от столь легкого отношения к тем милым и добрым существам, которые дарят свою теплоту нам. И которые гораздо нас слабее. И которых гораздо больше, чем нас, и поэтому им тяжело найти своего спутника. И они поэтому порой вынуждены искать хоть какую-то теплоту в окружающем мире в виде суррогата отношений. Упаси нас Господи ошибаться в отношениях, потому что каждая ошибка неминуемо останется шрамом на чьей-то судьбе и на чьем-то сердце.
— Что в заключение вы могли бы сказать молодому человеку, который готов потрудиться над собой, чтобы стать настоящим мужчиной?
— Сознательно выберите направление движения своей жизни и неукоснительно ему следуйте. Планируйте то, что вы собираетесь делать, каждый свой день, и выполняйте запланированное так, как если бы от этого зависела ваша физическая жизнь. Этот подвиг самовоспитания позволит надеяться на то, что если судьба поставит вас на самый край, вы сумеете сделать единственно правильный выбор, продиктованный вашим мужеством, а не вашей слабостью и вашим сомнением.
© Realisti.ru