8-800-100-30-70

«Минус» 688,7 тысячи человек: Россия ставит рекорды вымирания

09.08.2021

Падение рождаемости и избыточная смертность ставят крест на любых экономических прорывах страны

Как свидетельствуют последние данные Росстата, по итогам 2020 года естественная убыль населения России (превышение числа умерших над числом родившихся) составила 688,7 тысячи человек, более чем в два раза превысив показатель 2019 года и достигнув рекордных значений с 2005 года (тогда естественная убыль населения составила 846,6 тысячи человек). При этом число родившихся в 2020 году детей составило 1 миллион 435,8 тысячи человек, и это стало минимальным показателем с 2002 года, когда в России родилось 1 миллион 397 тысяч младенцев.

Напомним, что последний раз естественный прирост населения в России наблюдался в период с 2013 по 2015 годы. На протяжение этих трех лет число родившихся стабильно превышало число умерших на 20−30 тысяч человек. При этом в 2014 году был зафиксирован максимальный за всю новую историю России уровень рождаемости — на свет появились 1 миллион 953 тысячи младенцев. После этого показатели рождаемости и естественной убыли населения начали неуклонно расти от года к году.

Общее число умерших в 2020 году россиян выросло опять же до рекордных значений — 2 миллиона 124,5 тысячи человек (больше в стране умирало только в 2006 году, 2 миллиона 167 тысяч человек). Таким образом совокупная численность населения страны по состоянию на 1 января 2021 года упала до отметки в 146,24 миллиона человек. Это минимальный показатель за последние 6 лет: в начале 2014 года в стране насчитывалось 143,7 миллиона граждан, но после присоединения Крыма этот показатель вырос до 146,3 миллиона человек к началу 2015 года.

Фактически этот расклад практически обнуляет среднесрочные результаты государственной политики в сфере рождаемости и здравоохранения (профильные программы по этим направлениям, напомним, стали развиваться как раз с середины «нулевых»). Однако правительственные эксперты высказывают предположение — уже в этом году показатели смертности, рождаемости и миграционного прироста восстановятся до прежних значений, по крайней мере — частично.

Так, например, вице-премьер российского правительства Татьяна Голикова, комментируя столь удручающую статистику, заявила — рекордная убыль населения есть результат повышенной смертности из-за эпидемии коронавируса. По ее словам, доля умерших непосредственно от коронавируса составляет 31% от общего прироста избыточной смертности, а если еще учесть умерших от других диагнозов, но имевших положительный тест на ковид, этот показатель вообще увеличится до 50%.

Чем скорее правительству удастся массово вакцинировать население, полагают власти, тем быстрее откроются границы и миграционный прирост вернется к привычным (хотя и сокращающимся в перспективе) показателям. Аналогичным образом может вырасти и рождаемость, поскольку в высших политических кругах уверены — в большинстве случаев женщины в 2020 году просто приняли решение перенести рождение ребенка на более благоприятное время. Что же касается смертности, то она, считают чиновники, явно снизится в силу элементарного исчерпания числа людей, находящихся в зоне риска — пожилых и имеющих плохое здоровье.

Впрочем, опрошенные «СП» эксперты подобного оптимизма не разделяют.

Так, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Игорь Крупнов считает, что повторения рекорда рождаемости 2014 года в России не будет уже никогда, кто бы там в правительстве что ни говорил

— Сейчас мы довольно стремительно падаем в «яму», дно которой будет достигнуто к концу двадцатых годов, а за ней последует, так сказать, демографический бугор, поскольку рождаемость и характер воспроизводства населения у нас протекает по синусоиде, — констатировал он. — Только вот дело в том, что каждый такой бугор будет существенно ниже предыдущего, потому что синусоида, увы, затухающая. И если убрать за скобки всякие сценарии типа «привлечь в страну 20 миллионов мигрантов из Азии на ПМЖ», то говорить о том, что ситуация с демографией у нас улучшится, не приходится.

То, что по этому поводу говорит госпожа Голикова — отдельный феномен, показывающий не столько то, что социальный блок правительства манипулирует важной статистикой, сколько то, что он, по сути, ничего здесь уже не контролирует. Два года назад она же сама заявляла, что к 2024 году у нас будет устойчивый естественный прирост населения, то есть уже в 2022 и 2023 годах рождаемость превысит смертность. Но не потому, что это как-то связано с реальной математикой или статистикой, а потому, что такая цель просто стояла первым номером в знаменитом «майском указе» президента. По факту же у нас и в 2022, и в 2023 годах хорошо, если будет такая же убыль населения, как сейчас. Причем это не какие-то там сторонние научные расчеты, а вполне себе официальные прогнозы Росстата.

«СП»: — Чем объяснить тот факт, что каждый последующий всплеск рождаемости в России ниже предыдущего?

-Всплески и провалы рождаемости происходят по разным причинам. Например, сейчас в детородный возраст вступает «поколение девяностых», а в те времена положение с рождаемостью было то еще. Так что та «яма» девяностых просто воспроизводит сейчас «яму» нынешних двадцатых. Потом где-то к середине тридцатых годов бугор незначительного прироста населения 2013−2015 воспроизведет сам себя, но уже в более мелких масштабах. Просто потому, что в среднем на каждую семью у нас в России приходится всего полтора ребенка. Тогда как для простого сохранения населения на одном уровне этот показатель должен возрасти до 2,2. А уж если нужен рост населения, то тогда в каждой семье, по-хорошему, должно быть минимум 3−4 ребенка. Но без радикальных социальных изменений в стране надеяться на это не приходится.

«СП»: — Каким же путем нужно идти, чтобы повысить в стране рождаемость до таких значений?

— Прежде всего, многодетная семья должна стать новой стандартной социальной нормой для России, в которой сейчас процветает малодетность. Это тот фундамент, без которого мы как народ рискуем банально вымереть даже в том случае, если вдруг каким-то чудесным образом на страну будут нескончаемым потоком литься фантастические нефтедоллары.

Еще два рецепта по улучшению демографической ситуации в беседе с «СП озвучил доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, демограф Игорь Гундаров.

—Нынешняя модель российского общества — капитализм. Но как ученый, вне всяких ругательных контекстов хочу отметить: все социальные психологи практически в один голос говорят, что капитализм по сути своей есть строй некрофильный, — подчеркнул он. — Посмотрите, на телевидении, в средствах массовой информации — сплошь и рядом одни бесконечные шоу, попки в трусах, попки без трусов. Огромное количество полуобнаженной натуры резко влияет на фертильность мужчин. Сначала-то они, конечно, испытывают сильное возбуждение, но со временем интерес к женщине как таковой совершенно сходит на нет.

Во-вторых, и на мужскую, и на женскую фертильность очень сильно влияет ощущение несвободы. Вот почему в зоопарках так редки появления потомства у зверей? Казалось бы, их кормят, поят, ухаживают, рожай, как говорится, не хочу. Однако звери не делают этого, потому что не чувствуют свободы. Вот и мы с вами живем, как в зоопарке, под колпаком, а это не просто снижает, это вообще ломает фертильность. Ипотека, кредиты, агрессия, коронавирус — одни только эти страхи уже стоили нам снижения рождаемости на 40%.

— Проследив динамику коэффициента фертильности с 1988 года, мы выяснили, что он напрямую зависит от уровня ВВП страны. Грубо говоря, есть деньги в кармане — люди рожают, нет денег — не рожают. Сегодня уровень ВВП у нас таков, что кривая фертильности падает так же, как это было после распада СССР, — развивает тему руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), доктор медицинских наук Гузель Улумбекова, — И никакой нацпроект не поможет женщинам рожать второго-третьего ребенка, потому что они не делают этого, боясь упасть в нищету, которая только растет. Сегодня в стране 50% граждан проживают на доходы менее, чем 27 тысяч рублей в месяц, а 20 миллионов россиян — более 13% всего населения страны — уже нищие. И у экономического блока правительства пока нет решения этой проблемы.

Кроме того, у нас в стране 5 миллионов матерей-одиночек (без учета матерей, получающих алименты). Они воспитывают примерно 7 миллионов детей, но для них не предусмотрено никаких дополнительных льгот. Мы должны сейчас просто давать деньги всем тем, кто хочет рожать, причем не на разовой основе.

Что касается снижения смертности, резюмировала она, то сегодня надежда только на здравоохранение, но, по ее мнению, планы правительства по достижению национальных целей не отвечают ни поставленным главой государства задачам, ни чаяниям нашего народа. При этом Национальная медицинская палата, которая, по идее, должна до изнеможения бороться за каждую лишнюю копейку в финансирование здравоохранения, вместо этого говорит — народ должен войти в положение правительства.

— Лично у меня, — недоумевает Гузель Улумбекова, — в голове не укладывается — почему это народ должен входить в положение правительства, а не правительство — в положение народа? У нас же не война, не массовый голод. Предложенный кабмином бюджет попросту убивает наш народ и разрушает устойчивость страны, ведь получается замкнутый круг — женщины не рожают, потому что падают доходы и ВВП, а ВВП падает, потому что некому становится поддерживать платежеспособный спрос.

В части снижения смертности, резюмировала она, ситуацию может спасти дополнительное финансирование системы здравоохранения на уровне минимум 500 миллиардов рублей по отношению к предыдущему году, и эти средства централизовано распределять по стране, чтобы выровнять положение в регионах. То есть бюджет на здравоохранение нужно ставить в один ряд с оборонным. Но вместо этого, к сожалению, от чиновников слышатся только разговоры рыночных отношениях, о зарабатывании больницами денег и о том, что нас спасет конкуренция.

Интересно, как скоро при таких раскладах вице-премьеру Татьяне Голиковой придется комментировать новые демографические «антирекорды» и какими причинами эти очередные провалы объяснять.

Андрей Захарченко

https://svpressa.ru/society/article/289531/