Профессор Григорий Иосифович Брехман, доктор медицинских наук, акушер-гинеколог, представляющий Дом ученых Хайфы и Междисциплинарный клинический центр Хайфского университета (Израиль), принял участие в Международном фестивале «За жизнь - 2015», в рамках которого 7 июля 2015 года выступил в Москве на симпозиуме «Фундаментальные представления современной науки о начале человеческой жизни». Представляем вашему вниманию его доклад «Психическая жизнь ребенка до рождения». Этот доклад вызвал огромный интерес и шквал вопрос, потому что его тема касается абсолютно каждого из нас, ведь мы все начинали нашу жизнь в утробе матери. Вопреки структуре доклада начинаем публикацию с его окончания, где даны практические рекомендации абсолютно всем – даже тем, кто не дочитает серьезный научный доклад до конца.
Родители! Период беременности – это уникальный период профилактики врожденных расстройств у ваших еще неродившихся детей. Избегайте стрессовых ситуаций!
Родители, период беременности – это время, когда вы можете приумножить интеллект и таланты ваших детей, усилить их познавательную активность, избежать проблем с учебой в будущем, положительно повлиять на их судьбу!
Помните: каждый ребенок должен быть желанным, а лучше – приглашенным ребенком!
Общественные и государственные деятели! Работники СМИ! Граждане и гражданки! Акушеры и акушерки, все, кто сопровождает женщину и ее ребенка при беременности и родах.
Будущее общество формируется сегодня в утробах матерей. Создавайте законы и атмосферу доброжелательного, бережного отношения к беременным семьям, к еще неродившимся детям!
Не будьте временщиками! Ваши дети и внуки тоже будут жить в будущем обществе. Сделайте все от вас зависящее, чтобы их окружение было доброжелательным, психически и физически здоровым, чтобы они думали о вас с благодарностью, гордостью и любовью! В этом скажется ваша прозорливость и мудрость!
А теперь начало доклада.
Уважаемые коллеги, передо мной поставлена задача представить научные данные, подтверждающие наличие психической жизни у еще неродившегося ребенка. Область знаний, которая это изучает, называется - пренатальная и перинатальная психология (ППП).
Откуда появилась идея, что плод в матке является психически функционирующим существом, которого надо уважительно называть ребенком? Чтобы собеседники понимали, что речь идет о том ребенке, который еще не родился, его стали называть «неродившийся ребенок», «пренатальный ребенок», «пренейт».
Непризнанными первопроходцами в этом вопросе являются:
1) беременные женщины. В разное время и в разных странах наиболее наблюдательные из них отмечали, что движения ребенка в животе как будто отражают их переживания, но существовавшее мнение в обществе не позволяло развивать эту идею. Узнав, в какой области я сейчас работаю, одна психолог написала: «…когда я была беременна моей дочерью, и она очень двигалась в матке, я разговаривала с ней, успокаивала ее втайне от других, чтобы не подумали, что не в своем уме».
2) дети с того момента, как начинают разговаривать, и до пяти лет периодически вспоминают некоторые эпизоды, происходившие до рождения, но взрослые заставляют их не говорить глупостей, и они замолкают. Например, мальчик 4-х лет взял камешек с тумбочки, подошел к отцу с хвастливыми словами: «Это я его принес». Его отец пояснил мне: «Когда жена была беременна, мы поехали к родителям в деревню, проходя по полю, жена подняла этот необычный красивый камешек и взяла с собой как талисман. С тех пор он и лежит на тумбочке». Mathison L. (1981) собрала целую коллекцию подобных воспоминаний.
3) клиенты психиатров с их проблемами и сверхценными идеями (Брехман и соавт., 2010[1]).
4) дети и взрослые люди со своими необычными привычками, страхами и сновидениями. Как писал венгерский психоаналитик Ш. Ференци[2]: «Сновидения взрослых в более поздней жизни, это «…ничто иное, как периодически повторяющаяся регрессия к …ситуации, которая оказывала на него воздействие в матке». Несколько моих пациенток предъявляли жалобы на то, что в тяжелые моменты жизни, когда что-то им угрожает (смена работы и т.д.) им снятся змеи и они от страха просыпаются «в холодном поту». При выяснении обстоятельств их рождения у матерей, я, как правило, узнавал, что они рождались с тугим обвитием пуповины вокруг шеи, в состоянии асфиксии и им требовалась реанимация. Обвитию пуповины, как правило, предшествовала повышенная двигательная активность ребенка из-за тех или иных психических переживаний их матерей.
Это еще одно подтверждение, что накопление знаний, изменение парадигмы позволяет нам увидеть то, что до того времени было скрыто от наших глаз и других чувств.
Что касается ученых, то одним из первых среди тех, кто всерьез заговорил о памяти рождения, был ученик и сподвижник Зигмунда Фрейда австрийский психоаналитик Отто Ранк. Это он накопил материал и имел мужество опубликовать его в виде монографии «Травма рождения» в 1924 году. В ней он защищал идею, что рождение является для ребенка психической травмой, в основе которой лежит расставание с маткой и отделение от матери, и это сопровождается высоким уровнем тревоги. В кризисных ситуациях эта тревога всплывает и проявляется у личности в виде невротических симптомов. Согласно утверждениям Ранка, психоаналитическим избавлением человека от этой травмы можно излечить весь невроз целиком. Необычность этого утверждения вызвала мощное негодование (сопротивление) со стороны членов Венского Психоаналитического Общества и отвержение автора.
Этот скандал более чем на 40 лет отодвинул широкое обсуждение и изучение вопроса о психической жизни ребенка до рождения. Лишь отдельные специалисты-энтузиасты продолжали собирать материалы и доказательства памяти рождения, событий воздействовавших во время беременности и сохранившихся в памяти клиентов и проявляющихся в виде психологических проблем. Среди них был швейцарский психолог ГуставГрабер, который в 1970 году переиздал свою книгу «Происхождение, единство и разлад души», где на основании своих исследований показал, что ребенок помнит события, произошедшие с ним и матерью во время беременности. Эта книга привлекла к себе внимание специалистов в Европе и Америке, которые предложили обсудить этот вопрос на Международной конференции. Она прошла в Вене в 1971 году. Этот год считается началом развития нового научного направления - пренатальной психологии.
Мощный толчок к раскрытию феномена дородовой памяти связан с широким применением в 60-70 годах прошлого столетия психоделического вещества ЛСД-25, которое изменяет состояние сознания человека и активирует клеточную память. Психиатры обнаружили, что это вещество может быть эффективным средством в лечении неврозов и других психических расстройств. Прислушиваясь к тому, о чем говорят клиенты, находясь под воздействием ЛСД, некоторые психиатры (А.Кафкалидес, Ф.Лэйк, С.Гроф) начали догадываться, что ЛСД восстанавливает память событий, которые происходили до их рождения, отразились на их мышлении и поведении, создали психические проблемы, заставившие страдающих искать помощи у специалистов.
В медицинской науке принято фактические данные, полученные у группы больных, сопоставлять с данными контрольной группы здоровых людей. В данной ситуации невозможно было лабораторно исследовать переживания и тем более подобрать контрольную группу. Как писал Афанассиос Кафкалидес: «...Но нет аппарата, способного измерить степень человеческого горя или психической боли, степень правдивости того, что человек говорит о своем прошлом опыте…».
Каждый из упомянутых психиатров не скрывал, что вначале у них были сомнения в истоках переживаний их пациентов, но контрольные опросы матерей подтверждали перенесенные ими конфликтные ситуации. У каждого из них хватило мужества опубликовать полученные результаты и свои выводы, несмотря на риск испортить свою научную репутацию.
В науке есть такой подход: если независимые ученые пользуются одной методикой у сходного контингента больных и получают сходные результаты, то сопоставительный анализ позволяет принимать их как научный факт. В данном случае три врача-психиатра из разных стран: Фрэнк Лэйк в Англии, Афанассиос Кафкалидес в Греции и Станислав Гроф в США, не знавшие друг о друге в момент исследований и обобщений, почти в одно и то же время применившие одну и ту же методику у сходного контингента пациентов, пришли к однотипным заключениям о том, что полученные результаты отражают наличие пренатальной памяти. Сопоставительный анализ этих исследований позволяет сделать научный вывод, что пренатальная память является объективной реальностью.
Имелось и различие в интерпретации полученных результатов. Если Гроф уделил основное внимание впечатлениям от родового процесса, если Кафкалидес говорил о влиянии материнского стресса на плод в течение всей беременности, то Лэйк считал наиболее важным первый триместр: то, как мать, родители воспринимают известие о наступившей беременности - с радостью, с резким отвержением или долго колеблются в принятии решения.
Оригинальный способ научного доказательства существования памяти о рождении придумал и реализовал американский гипнотерапевт Дэвид Чемберлен (David Chamberlain). В течение трех лет он отбирал 10 пар мать-ребенок с условием, что ни мать, ни кто бы то ни было не рассказывал ребенку детали его рождения. С их согласия в разное время он погружал каждого в состояние гипноза, провожал их до момента родов и просил рассказывать, что происходило в родовой. Их рассказы записывал на магнитофонную ленту, затем расшифровывал и сопоставлял протоколы: они совпадали в деталях. Результаты исследований Чемберлен опубликовал в 1988 году в книге с первоначальным названием «Дети помнят свое рождение». Эта работа рассматривается специалистами как научное доказательство наличия памяти рождения.
Мое знакомство с пренатальной психологией произошло в 1992 году в Кракове во время Всемирного Конгресса, посвященного этому вопросу. Информация о психической жизни плода оказала на меня шокоподобное действие. Приехав домой, я набросился на книги и материалы, которые привез с собой, стал присматриваться к окружающим людям, сопоставлять их привычки с тем, что происходило во время беременности. Не давал покоя вопрос: имеется ли у матери с плодом эмоциональная связь? Как это доказать, прежде всего, самому себе? К концу 1992 года такой способ был найден. Помог случай: однажды в роддоме я зашел в кабинет функциональной диагностики, где с помощью кардиотокографа велась запись сердцебиения ребенка. Рассматривая запись, я о чем-то спросил у женщины и обратил внимание на то, что немедленно изменилась частота сердцебиения ребенка. Задал еще вопрос – опять учащение. Спросил: не хотела бы она услышать сердцебиение своего ребенка? Она: «Очень хотела бы!» Включил звук – на мониторе немедленно изменилась частота сердцебиения ребенка. Чтобы объективизировать воздействие, устранить мое субъективное воздействие, я решил воспользоваться музыкальными фрагментами. Так был найден метод вербально-музыкального воздействия на беременную женщину при непрерывной записи сердцебиения плода с помощью монитора. В последующем по характеру кривой сердцебиений плода мы научились распознавать эмоциональное состояние матери даже, когда она не предъявляла какие-либо жалобы.
Второй вопрос, который появился тут же: как информация поступает к ребенку? Поскольку прямых нервных связей у матери и ребенка нет, напрашивался очевидный ответ – по маточно-плацентарно-пупов
Чтобы это понять, потребовалось выйти за пределы медицинской науки. Ситуация начала проясняться, когда я прикоснулся к квантовой физике, теории корпускулярно-волнового дуализма материи и волновой генетике. Постепенно сформировалась концепция многоуровневого волнового обмена информацией между пренатальным ребенком, матерью и окружающим миром. Концепция была позитивно встречена коллегами. Я докладывал ее по мере развития на конгрессах и конференциях в Лондоне, Кальяри, Гейдельберге, Будапеште, Белграде и т.д. Эта теория позволяет понять формирование памяти, пренатальных травм и другое.
Серьезное научное исследование с контрольной группой провела группа пражских психологов и психиатров (Матейчик, Дитрих, Дэвид и др.). Начиная с 1970-х годов, они исследовали 220 детей, родившихся от нежелательных беременностей и столько же желанных детей в возрасте 9 лет, а затем продолжили исследования в тех же группах в 14-16 и 19-23 лет. С увеличением возраста психологическая разница между двумя группами продолжала возрастать. Их данные были подтверждены исследованиями других ученых, что позволило составить обобщенный психологический портрет детей, родившихся от нежелательных беременностей. Он включает в себя такие характеристики, как сниженная жизнерадостность, повышенная обидчивость, сниженная самооценка, высокая зависимость, недоброжелательность, плохо сформированное чувство привязанности и отзывчивости, скрытая депрессия, неврозы, психопатические черты, трудности общения в обществе, заостренная потребность в признании, что иногда приводит их к асоциальному поведению, порой к криминальным способам реализации этой потребности в виде неспровоцированного, немотивированного насилия.
Конечно, не все дети обладают перечисленными здесь качествами, и степень их выраженности также является различной. Мощным смягчающим, сглаживающим обстоятельством является принятие ребенка после рождения с любовью и вниманием.
Интерес психологов и врачей к событиям, происходившим во время беременности и вызывавших состояние стресса у матерей и соответственно у их детей, прояснили появление таких психологических проблем, как аутизм, гиперактивность в комбинации с невозможностью учиться (синдром СДВГ), склонность к депрессии и др. Пренатальный стресс может быть причиной различных расстройств (астма, нейродермит, заикание и т.д.), необычных привычек, страхов. Наши наблюдения поддерживают мнение о том, что эмоциональные переживания матерей во время беременности могут быть одним из факторов риска возникновения сексуальных проблем, шизофрении.
Одним из важных аспектов становления перинатальной психологии как науки являются экспериментальныеисследования, проведенные с грызунами и приматами в США, Германии, Израиле. Экспериментальные исследования показали также возможность передачи информации от поколения к поколению, так называемуютрансгенерационную передачу информации. Изучение этого феномена у людей находит подтверждение. Примерами являются «дети войны», дети репрессированных родителей и т.д.
К сожалению, современная акушерская технология (медикаментозное управление родами, роды с эпидуральной анестезией, кесарево сечение и др.), названная «Акушерской агрессией» (ВЕ Радзинский, 2009) также является предрасполагающим фактором к перинатальным травмам (Tinbergen 1983; Hattori 1991; Xu e.a. 2000; Glemma e.a. 2004, др.). Вместе с тем Природа создала целую систему механизмов, обеспечивающих условия, при которых женщина может безболезненно родить своего ребенка без чьей-либо помощи. Она описана мной как «Естественная противоболевая (антистрессовая) система защиты матери и ребенка в родах» (Брехман, 2010, 2011). Это лишь то «малое», что принесла с собой пренатальная психология.
Заключение
По результатам проведенных научных исследований мы могли бы сделать следующие обобщения:
1) Неродившийся ребенок обладает эмоциональным восприятием.
2) Дородовая память пренатального ребенка является реальностью.
3) У человека она составляет его бессознательное.
4) Эти бессознательные чувства могут управлять мышлением, эмоциями и поведением человека после рождения.
5) Между матерью и пренатальным ребенком существует тесное эмоционально-психологичес
5) Эти пренатальные травмы могут создавать психологические проблемы у ребенка и взрослого, порой существенно мешающие его жизни и творческому развитию.
6) Восстановление этих глубоко подавленных травм, о которых люди не догадываются, возможно.
7) Восстановление этих чувств, а затем осознание их истоков может помочь человеку в преодолении его психических проблем.
Практические рекомендации для родителей
Неродившийся ребенок воспринимает ваши эмоциональные переживания и затем, после рождения, в течение последующей жизни зеркально отражает их.
Будьте осторожны со своими мыслями, эмоциями, избегайте острых и длительных конфликтов.
Не будьте чрезмерно мнительными – ваши постоянные мысли о том, чтобы у ребенка не было чего-то нежелательного, что было у вас или близких людей, могут привести как раз к обратному эффекту.
Родители! Период беременности – это уникальный период профилактики врожденных расстройств у ваших еще неродившихся детей. Избегайте стрессовых ситуаций!
Родители, период беременности – это время, когда вы можете приумножить интеллект и таланты ваших детей, усилить их познавательную активность, избежать проблем с учебой в будущем! Положительно повлиять на их судьбу!
Помните: Каждый ребенок – должен быть желанным, а лучше – приглашенным ребенком!
Общественные и государственные деятели! Работники СМИ! Граждане и гражданки! Акушеры и акушерки, все, кто сопровождает женщину и ее ребенка при беременности и родах.
Будущее общество формируется сегодня в утробах матерей. Создавайте законы и атмосферу доброжелательного, бережного отношения к беременным семьям, к еще неродившимся детям!
Не будьте временщиками. Ваши дети и внуки тоже будут жить в будущем обществе. Сделайте все от вас зависящее, чтобы их окружение было доброжелательным, психически и физически здоровым, чтобы они думали о вас с благодарностью, гордостью и любовью! В этом скажется ваша прозорливость и мудрость!
Подготовила Ирина Ахундова