8-800-100-30-70

Суть и цель лекции в защиту жизни и семейных ценностей

12.02.2021

Одной из задач лекционно-просветительского проекта «Семья и семейные ценности», который реализуется с использованием средств гранта Администрации Тюмени, является подготовка новых кадров для чтения лекций, а также повышение квалификации уже действующих лекторов.

Специфика работы с подростковой аудиторией по данной проблематике требует проведения семинара, так как массовая культура транслирует подрастающему поколению антисемейные установки, вследствие чего беседа о семейных ценностях достаточно сложна для восприятия. Лектору необходимо уметь убедительно и доходчиво разговаривать с молодежной аудиторией. Это требует определенных знаний, навыков, овладения методикой прочтения лекции.

В преддверии проведения семинара рекомендуем к прочтению наиболее важные фрагменты из глав методического пособия для лекторов К.А.Шестакова, руководителя проекта «Семья и семейные ценности», кандидата социологических наук, руководителя направления «Просвещение» ООД "За жизнь!", заместителя председателя и ведущего лектора ТРОО «Центр защиты материнства «Покров».

К ознакомлению методического пособия могут присоединиться не только участники семинара, но и все, кому не безразлична проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи.

Напомним, методическое пособие «Лекционно-просветительская работа в защиту жизни и семейных ценностей» предназначена для широкого круга действующих, начинающих и потенциальных лекторов, преподавателей, учителей, миссионеров и всех заинтересованных лиц, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи, а также для лекторов и преподавателей, работающих в сфере защиты жизни детей до рождения и традиционных семейных ценностей. Пособие состоит из трех разделов, в которых рассматриваются вопросы, связанные с самой лекцией (Раздел I), лектором и аудиторией (Раздел II) и организационные вопросы (Раздел III).

Суть и цель лекции

…Лекция «в защиту жизни и семейных ценностей» или кратко «в защиту жизни» подразумевает серьезный разговор о жизни человека на основе духовно-нравственных начал, в котором раскрываются смысл и значение традиционных семейных ценностей и пути построения личного семейного счастья…

В такой лекции обязательно должна присутствовать тема абортов, которая являет собой апофеоз и наглядный пример моральной деградации современного общества. В этом разговоре также нельзя обойти стороной кризис института семьи в современном мире и проблему депопуляции (падения рождаемости, вымирания населения), неразрывно связанные с абортами и абортивным сознанием современного человека с искаженной системой нравственных ценностей…

Лекция «в защиту жизни» - это лекция о жизни, и она не должна восприниматься как «лекция про аборты» и не должна являться таковой, за исключением отдельных случаев, таких как лекция на акушерском отделении медколледжа и т.п. Проблема абортов – только одна из тем, затрагиваемых на лекции «в защиту жизни». Такой формат лекции намного лучше воспринимается учебными заведениями, открывает доступ в школы, техникумы и вузы…

Лектор ставит перед собой цель произвести изменения в сознании слушателей, сдвиг в их мировоззрении, воздействовать на ценностные ориентиры и установки, заставить их задуматься о важности поднимаемых на лекции вопросов.

Цель лектора – затронуть лучшие, благородные, возвышенные струны души человека, которые могут быть затеряны под спудом информационного мусора и предрассудков, ожесточенности и цинизма, нигилизма и тяжести совершенных грехов и ошибок. Лектор должен обратиться к архетипу русского человека, который у всех нас неизменно целомудренный и бескорыстный, героический и жертвенный.

Слушатели должны уйти с лекции окрыленные, воодушевленные, умиротворенные и обрадованные открывшейся перспективой личного счастья в мире с Богом и людьми, в ладах со своей совестью, возможностью и стремлением изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему, исправить совершенные ошибки и помочь это сделать другим.

kLx8xpiyLRs.jpg

Сообщить как можно больше информации – не цель лекции. Это нужно помнить особенно начинающим лекторам. Информация, форма, стиль изложения, эмоции – все должно служить главной цели. Слушатели могут не запомнить многого, но если они проникнутся симпатией и доверием к лектору, выйдут воодушевленными, с намерением измениться хоть немного в лучшую сторону, то потом сами восполнят недостаток знаний по теме разговора.

Впрочем, это не означает, что лекция не должна быть информативной. Правильно поданная информация обогащает лекцию, показывает компетентность и глубину личности лектора, вызывает интерес и мотивирует аудиторию. Однако если лекция превращается в начитку информации, если нет «огонька», души, эмоций, хороших примеров («не в бровь, а в глаз» - о примерах позже), диалога (не всегда в прямом смысле слова), контакта с аудиторией, то информация просто не усвоится или забудется, не будет воспринята и ничего не изменит в сознании слушателей.

Цели лекции можно детализировать следующим образом:

1. Формирование базовых этических ценностей, необходимых для развития цельной, нравственно здоровой, зрелой личности и создания полноценной семьи: любовь (как высшая ценность), целомудрие, супружеская верность, уважение родителей и старших, чадолюбие, трудолюбие, скромность, ответственность, мужество, честность, патриотизм и т.п.;

2. Формирование культуры семейных, межполовых и межличностных отношений;

3. Повышение престижа семьи и брака, семейного образа жизни;

4. Формирование установок на воздержание от сексуальных отношений до брака;

5. Формирование установок на рождение нескольких детей в семье;

6. Профилактика социальных девиаций, зависимостей, абортов и заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП).

Возможные названия лекции «в защиту жизни»:

1. «Семья и семейные ценности».

2. «О семье, любви и счастье».

3. «Семья и Россия».

4. «Безопасность семьи и государства».

5. «Механизмы сокращения населения».

6.  «Чудо жизни».

7. «Человеческий потенциал России».

8. «Святость материнства».

9.  «Профилактика абортов и формирование ответственного репродуктивного поведения» и др.

Название лекции должно сразу привлекать, мотивировать, интриговать слушателя. В этом плане, с точки зрения автора, лучшее название: «О семье, любви и счастье». Необходимо учитывать и то, что название присутствует во всех информационных материалах и должно быть «проходным». Именно поэтому автор отказался от названия «Молчаливая революция», которое широко употреблялось ранее в просветительской работе «в защиту жизни», и стал использовать названия «Семья и семейные ценности» – для школ, и «Безопасность семьи и государства» – для вузов и взрослых аудиторий. Последнее также хорошо подходит для силовых структур…

Продолжение следует.

Подготовила Татьяна Николаева