8-800-100-30-70

Сказка учит жизни

26.02.2014

Мы подсознательно осознаем: сказка малышу необходима как воздух. В качестве развлечения, для полета фантазии и развития речи. Специалисты по психологии добавляют: сказка – это еще и программа действий, модель для выстраивания жизни, методы реагирования на различные жизненные ситуации. Кстати, иногда малыш может «считать» из сказки не очень желательную для матери и для своего будущего информацию, «присвоив» себе нехорошие черты героев. И вот уже наша взрослеющая дочь выбирает в супруги «чудовище» и всю жизнь мучительно пытается сделать из него «принца»… Как сделать так, чтоб детки выносили из сказок верные уроки?

Нормально ли это?

- Человеку нужны годы, чтобы «вживую» увидеть весь спектр людских эмоций и поступков, а сказка помогает все это познавать уже в первые годы жизни. Так ребенок начинает кое-что понимать в человеческих отношениях, знать, что есть добро и зло, благородство и подлость… Узнавая, как действуют герои сказок, малыш получает понимание для себя: как реагировать, когда обидели, когда кто-то просит о помощи или тебе нужна помощь, когда сталкиваешься с препятствиями… Вот почему читать сказки очень нужно и очень важно! Причем начинать можно еще тогда, когда дитя в утробе. А с двухнедельного возраста берем ребенка на руки и читаем сказки. Тогда и речь развивается лучше, и уроки мудрости и нравственности потихоньку входят в формирующееся сознание.

Почему дети просят почитать одну и ту же сказку иногда 20, 50 раз?

Это важная потребность убедиться в том, что жизнь стабильна и предсказуема! Ребенок знает, чем сказка закончится, и ему хочется еще раз убедиться, что все на своем месте и концовка та же, какая была вчера и позавчера. Иногда маме надоедает повторять одно и то же, и она изменяет финал. Малыш поднимает бунт: не так было! Уважьте его, и сколько просит, столько и читайте любимую сказку, спокойно и без раздражения. Так закладывается уверенность: все в жизни идет своим чередом.

Еще дети обожают страшные сказки, фильмы и книги-ужастики. Нормально ли это? Совершенно нормально. У любого человека физиологически заложена потребность бояться, как и потребность любить, сердиться, — словом, испытывать разные эмоции. Страшные сказки для ребенка — это опыт детской самотерапии. Много раз проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения. Страшные истории дают малышу возможность убедиться в своей способности пережить страх, справиться с ним и даже отнестись к сюжету с юмором. Поэтому страшные сказки читать ребенку надо! Вернее, так: если ребенку они нравятся, читайте, а если он категорически не хочет их слушать, нервничает — настаивать не стоит. Но, выбирая страшную сказку, стоит остановиться на той, где отрицательный герой перевоспитывается и где у истории хороший конец. И еще: где средства борьбы со злом социально одобряемые — герой побеждает с помощью ума, силы, смелости, а не подлости.народные сказки.jpg

Что же делать, чтобы ребенок услышал в сказке ту информацию, которая нужна? Которая сформирует сильный, волевой характер, добросердечие и прочие лучшие человеческие качества?

Сказки нужно с ребенком обсуждать!

Психологи советуют: сказки нужно обсуждать! Оценивать поступки героев, делать акценты, отпускать меткие реплики. Например, можно начать с вопроса: как ты думаешь, о чем сказка? Герой хочет нас научить чему-то важному, а мы должны угадать, чему. Например, «Курочка-Ряба» — ну как минимум что дом надо содержать в чистоте, тогда мыши не будут шастать где попало. Или сказки про красных девиц: а может, и среди простых людей есть настоящие принцы? Андерсеновские грустные сказки научат сочувствию, помощи, разовьют эмоции — они так нужны человеку! Вот о чем можно говорить с ребенком долго и плодотворно.

Весьма полезной может оказаться программа, предложенная героем сказки «Мальчик-с-пальчик»: он находит выход даже из безвыходной ситуации! Обсудить все это с ребенком — и история станет поучительной, а не просто развлекательной.

В сказке про Емелю, вопреки расхожему мнению, нет «программы лени»: Емеля, как и всякий дурак на Руси, на самом деле не дурак вовсе, а юродивый, то есть проницательный и мудрый. И не ленивый он, а мыслитель — лежит на печи и думает! Значит, в почете не только ручной труд, но и умственный.

гуси.jpgВ сказке «Гуси-лебеди» заложен замечательный смысл — нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Вообще, во многих сказках герой идет по дорогам, спасает зверушек, а потом ему все отвечают тем же. Здесь важно усвоить одну важную информацию: в мире есть отсроченное добро. Это значит, твое добро необязательно вернется к тебе сию минуту, быть может, тебе помогут через много лет, когда ты будешь в том нуждаться. И, самое главное, не стоит ждать, что тебе отплатят добром, — помогать людям нужно просто так.

Важная информация содержится в «мужских» сказках, где герой — Иван-царевич (или Иван-дурак): здесь представлен жизненный цикл мужчины. Первый этап большинства таких сказок — рождение героя, жизнь в отчем доме. Именно здесь и в это время идет формирование базового доверия к миру: если главному герою комфортно живется в отчем доме, мы передаем информацию — все вокруг стабильно. В жизни тоже так: до 3 лет надо быть с ребенком всегда, и тогда мир станет для него дружелюбным. А если мама слишком часто оставляет ребенка, выстраивать отношения с людьми в будущем ему будет не так просто.

Затем Иваны-царевичи и Иваны-дураки начинают путь далекий: герой покидает отчий дом, он должен отделиться и жить отдельно. И эта информация как для ребенка, так и для мамы: не надо удерживать взрослеющего ребенка! Он обязан пройти свой путь, реализовать свою миссию, применить тот опыт, что получил от родителей. И когда подросток заявит о своем праве на самостоятельность, это значит, что все в его жизни идет правильно.

Следующий этап — выбор пути. Помните, камень на развилке дорог, когда нужно делать осознанный выбор. Сказка дает ребенку информацию: у тебя тоже настанет момент выбора, на ком жениться, кем стать, и этот выбор придется делать самому. В сказках герой всегда выбирает трудный путь, и, значит, в жизни нужно ставить непростые цели.

Наконец, герой добивается того, что искал — находит перо Жар-птицы, побеждает Кощея… Но победа — еще не завершение трудностей, рано почивать на лаврах, есть еще обратный путь. К тому же подлый злодей отобрал его невесту… Только герой уже — умудренный опытом, возмужавший и мудрый — обязательно победит. Вся эта информация чрезвычайно полезна для будущей жизни мальчика. Да и девочки тоже.

Любопытная программа содержится в сказке «Дюймовочка». Бедняжку так и норовят выдать замуж, но она ищет своего принца и находит. Информация: перебирать, искать подходящего человека, того, кто нас устраивает, и не оставаться ни с кем ни из жалости, ни из уважения к авторитету!

Правда, все авторские сказки по своему внутреннему содержанию отличаются от народных: в авторских сказках зачастую заложены кроме мудрости все комплексы самого писателя…

русалка.jpg

Например, можно весьма скептически отнестись к такой юмористической интерпретации «Красной Шапочки», но в самом деле в ней так много странного: какая-то безответственная мать отправляет свою маленькую дочь через темный лес, где бродят волки, даже не снабдив ее инструкциями, как себя вести в опасности! Да и почему больная бабушка живет отдельно?

Конечно, необязательно ребенок «считает» и примет на себя подобного рода сценарии, но порой такая вероятность есть. Так что разговор с ребенком о том, что такое хорошо и что такое плохо, — нужен всегда. И сказка — отличный для этого повод.

Источник: RussiaPost.su