8-800-100-30-70

«Школа должна воспитывать...»

14.03.2014

Он родился в Тюмени, учился в Санкт-Петербурге, работал в сельской школе, уезжал жить в Германию, но вместо радости от сытой и размеренной жизни в чужой стране почувствовал сильнейшую тоску по родине. Несмотря на то, что были работа, отличное знание языка и хорошие перспективы, вернулся назад. И уже много лет делает все для того, чтобы людям не хотелось уезжать из России.

- Вы преподаете в школе детям, на курсах взрослым, в том числе людям пожилым, с кем легче и интереснее работать?

- Со всеми интересно и сложно одинаково, ведь для каждой возрастной группы свой подход. Детей нужно мотивировать. Это самая сложная задача, которая стоит перед учителем в школе. Твой предмет должен вплетаться в их реальную жизнь уже сегодня, а не храниться про запас. Иначе результата не будет. Взрослые же приходят с пониманием необходимости новых знаний, поэтому поначалу кажется, что с ними будет проще, однако это не так. Они плохо владеют базовыми принципами работы с компьютером, Интернетом, а по времени мы ограничены. Поэтому, как говорится, приходится «зрить в корень». Приходится их учить грамотно работать с информацией, анализировать, выделять главное и т.д. В итоге, это помогло мне по-новому построить урок и в школе. Я увидел, какие реально нужны знания, подбираю именно этот, ключевой материал, объясняю суть, а дальше они уже сами читают и учат. С этой «фишкой» я и пришел на конкурс.

- Что он вам дал? Ощущение собственной значимости, подтверждение того, что правильной дорогой идете или нечто другое?

- Я пришел с целью научиться профессиональному мастерству. Когда готовишься к конкурсу, появляется больше времени на общение с методистами, завучами. Я понял, что неплохо бы такую работу проводить и со всеми молодыми специалистами, которые приходят работать в школы. Еще один плюс конкурса, когда ты смотришь выступления своих коллег, ты тоже учишься на самом деле или, напротив, понимаешь, как делать не нужно.

- Современная школа и ее «жители» отличаются от тех, что были в пору вашей учебы, работы молодым специалистом?

- Нет. Дети остались детьми, взрослые - взрослыми. Наблюдается все то же несовпадение интересов детских и взрослых, этот извечный конфликт отцов и детей. Я иногда смотрю, что «лайкают» мои ученики в соцсетях, так, наиболее популярная заметка примерно такого содержания: «Древняя Греция. Мудрец в белой тоге сидит на камне и восклицает: «Какое пошло поколение! Взрослых не слушаются, учиться не хотят, каждый хочет написать книгу!». И так всегда было, каждый хочет написать свою «книгу», изобрести велосипед. Нам надо понять, что поколения не становятся лучше или хуже. Поверьте в своих детей. Не думайте, что все лучшее позади. Именно дети сделают наше будущее лучше. Поэтому учить их так, чтобы наша старость и пенсия были обеспеченными, - вот задача современного учителя, может, это и эгоистично (смеется).

- Кстати, о деньгах. Долгое время учительский труд не оценивался должным образом. Сейчас что-то изменилось? И вообще, сколько учителю нужно для счастья?

- Что касается оплаты нашего труда, в последнее время произошли кое-какие перемены к лучшему. Коллеги некоторые, правда, жалуются, наверное, по привычке (смеется), а сами отдыхать ездят за границу. В идеале, я считаю, что у педагога должна быть такая зарплата, чтобы он о ней не думал. Почему она стала в какое-то время низкой? Я думаю, потому что женщины эту сферу заполонили, уж простят меня представительницы прекрасного пола! Раньше ведь лет сто - сто пятьдесят назад, большинство педагогов были мужчины, потом произошел некий поворот. А где больше всего женщин, там ниже зарплата. Чем больше в сферу придет мужчин, тем правильней она будет выстроена экономически.

- Это единственный минус того, что отрасль образования у нас имеет женское лицо?

- Думаю, нет. Как в семье у ребенка должны быть мама и папа, так и у учеников в школе должны быть учителя мужчины и женщины. Ну и климат в педагогическом коллективе тогда здоровее. Помните фильм «Большая перемена»? Как там чисто женский коллектив «взбодрился», когда к ним пришел работать Нестор Петрович?

- Сейчас во многих семьях такая проблема: компьютер и Интернет заменил детям реальный мир, их невозможно от монитора оттащить. Как с этим бороться?

- Надо сделать так, чтобы жизнь вне компьютера была интереснее и притягательней. При сегодняшней загруженности взрослых это, конечно, проблематично. Дети привязываются к компьютеру потому, что там, за пределами этого компьютера, еще хуже. Меня как отца волнует собственный ребенок, а как члена общества, то, что у нас не хватает детских площадок, доступных спортивных секций и мест семейного досуга.

-А видно по детям, кому в этом плане уделяют родители внимание, а кому нет?

- Да. Это невооруженным взглядом видно.

- Школа должна влиять на родителей в таком случае? Или она обязана взвалить их обязанности на себя?

- Считаю, что школа должна воспитывать, а вот в семейный уклад она вмешиваться не должна. Особенно в настоящее время, когда везде только и разговоров, что про ювенальную юстицию. Не нужно нам накалять атмосферу! Школа может помочь родителям более привлекательными уроками, организацией досуга.

- Еще совсем недавно большую часть времени учителя «съедало» заполнение разного рода документов, отчетов, планов. Так ли это нужно? И есть ли надежда, что с компьютерными технологиями это канет в Лету?

- Меня всегда раздражало это бумажное болото, поэтому радует, что сейчас школы переходят на электронный документооборот, и я принимаю в этом участие. В частности, помогаю внедрять его в школах в рамках программы «Расширяя горизонты». Думаю, через несколько лет даже журналов печатных не будет. Учителя должны как можно меньше писать, научиться взаимодействовать с помощью компьютера. Другой вопрос, что не все учреждения технически готовы к этому. Особенно проблематично в сельской местности. У нас ведь по югу области еще не везде есть необходимые коммуникации, быстрые локальные сети и вряд ли появятся, ведь это вопрос рентабельности, а пользователей там мало.

- Впереди у вас всероссийский этап конкурса. Победа в нем - самая заветная профессиональная мечта, или есть какая-то другая?

- Мечтаю поработать с одними и теми же детьми от детского сада и до университетской семьи. Образование мое это позволяет. Хочу вложить все лучшее, что знаю и умею, в учеников. Зачем? Это мой вклад в будущее нашего города и области, которые очень люблю. В 2000 году я уехал навсегда в Германию, была там и работа и перспективы, но уже через месяц понял, что не могу без России, без Тюмени. Кое-как дождался, когда на мое место найдут другого специалиста и вернулся на родину. Теперь моя самая заветная мечта - сделать так, чтобы люди не хотели отсюда уезжать навсегда, а педагогика - путь к ее достижению.

Екатерина Огнева

Справка:

Дмитрий Михайлович Новиков окончил педагогическое училище №2 при Тюменском государственном университете по специальности «преподаватель русского языка и литературы» и Санкт-Петербургский университет по специальности «философия». Трудовую деятельность начал в одной из сельских школ Нижнетавдинского района. Сейчас преподает информатику в школе № 64, а также в рамках губернаторской программы по повышению уровня компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты» проводит обучающие семинары для жителей Тюмени и юга нашего региона. Победитель городского профессионального конкурса «Учитель года-2013».