8-800-100-30-70

Семья есть священный союз. Перечитывая Ивана Ильина

15.08.2022

В наследии выдающегося русского философа Ивана Ильина есть немало ценных и очень полезных для нынешнего поколения размышлений о семье, её смысле, месте и значении в жизни человека и государства, о том, что такое семейное счастье, к которому так стремятся все, вступающие в брак, на каком фундаменте оно строится. Соответственно, и вопросы воспитания детей занимали философа не в меньшей степени.

Учитывая, в каком бедственном положении находится современная семья, было бы разумным прислушаться хотя бы к некоторым тезисам Ильина и попытаться глубоко вникнуть и поразмышлять над ними. Ведь распад семей в России продолжается. За 7 месяцев 2021 года россияне зарегистрировали 493 508 браков и 370 469 разводов. За аналогичный период прошлого года эти цифры составили соответственно 368 361 и 278 813. Такой рост разводов стали уже называться эпидемией. А кто считал, сколько неблагополучных семей в России, где нет мира и согласия между супругами? А только склоки, скандалы, взаимные обвинения. Можно предположить, что сотни и сотни тысяч.

Исследуя проблему семьи, Иван Ильин во главу угла ставил вопрос духовного состояния человека. Нет, не материального положения, не того, сколько денег приносит или не приносит муж, а именно духовности.

«Семья распадается совсем не из-за ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса, – размышляет философ. – Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает ее главного, того единственного, что может сплотить её, спаять и превратить в некое прочное и достойное единство, — а именно чувства взаимной духовной сопринадлежности».

03.png

Что такое духовный кризис? Это кризис духовных ценностей – нравственных, моральных, этических, религиозных. Это кризис культуры. Сегодня для многих духовность воспитывается через компьютерные игры, просмотр нудных, неумных мелодраматических сериалов, боевиков и детективов, агрессивных мультфильмов, через различные направления рок-музыки. Это всё то, что разъединяет людей, а не сплачивает, воспитывает эгоизм, гедонизм, жадность, пренебрежение к святыне, выхолащивает лучшие чувства в человеке – доброту, милосердие, сострадание.

По мысли Ильина, человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. «И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи».

Давайте вдумаемся в эти строки философа, бесценные своей мудростью и правдой: «Семья есть первоначальная, исходная ячейка духовности, – как в том смысле, что именно в семье человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть личным духом; так и в том смысле, что духовные силы и умения (или, увы, слабости и неумения), полученные от семьи, человек переносит затем в государственную и общественную жизнь. Вот почему духовный кризис поражает прежде всего исходную ячейку духовности; если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Но единожды поколебавшись в семье, она начинает слабеть и вырождаться и во всех человеческих отношениях и организациях: больная клетка создает больные организмы».

Иван Ильин писал эти строки еще в 1935 году в своем труде «Путь духовного обновления». Писал не только для своих современников, но и для нас, потомков некогда великой России. Но вразумимся ли мы, поймем ли, что беды современной семьи кроятся в духовной испорченности и развращенности, в утрате культуры отношений в семье, в отсутствии соблюдения иерархии, установленной Богом? По мысли Ильина, семья – это первооснова таких понятий, как отечество, родина, нация, как лоно естественной человеческой солидарности.

Философ выводит и своеобразную формулу брака: «Формула брака звучит не так: «я жажду», или «я желаю», а скорее так: «в любви через любовь я создаю новую, лучшую и более свободную человеческую жизнь»… Она звучит не так: «желаю наслаждаться своим счастьем», – ибо это была бы формула, уводящая брак на уровень простого спаривания; а так: «я хочу создать свой свободный духовный очаг и в этом найти свое счастье»…

«Настоящая семья, – пишет мыслитель, – возникает из любви и дает человеку счастье… . Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости».

А если нет любви? Этой огромной созидательной силы, этого высшего нравственного состояния человека, то происходит катастрофа. «Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного «неудачничества»…

Такое часто происходит в современной семье. Все ценности перевернуты с ног на голову. Женщины изменяют своей женской природе, мужчины – мужской. Хоть и стремиться душа к свободе, любви, но находясь в тисках извращенного понимания себя, окружающих людей, мира, она задыхается и слепо отдает себя в руки хитрым манипуляторам, которые искусно навязывают шаблоны поведения, вкусы, образ жизни…

И еще один тезис Ивана Ильина, который стоит внимательно изучить: «Семья есть первичный, естественный и в то же время священный союз…призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе – научиться в нем первым совестным движениям сердца; и – подняться в нем к дальнейшим формам человеческого единения — родине и государству».

71c08d432dafae0236bc997cbf5ba497.jpg

Ключевое слово я бы выделила семья – священный союз. Заглянем в словари русского языка. Священный – святой, божественный, неприкосновенный, исполненный благоговения, глубоко чтимый, то, на что нельзя посягнуть. Другими словами, семья свята, неприкосновенна…

Слово священный принято использовать больше в религиозной лексике. Но так быть не должно. Священность семьи устанавливают и религиозные, и этические соображения. Именно семья должна быть идеалом правильных человеческих взаимоотношений людей разных поколений. Именно здесь должны формироваться представления о свободе личности как независимости от инстинктивной мотивации её поведения и независимости от внешних манипулятивных воздействий на инстинктивные программы поведения. Семья «требует», чтобы все её члены непрестанно и щедро отдавали в неё что-то своё с учётом их возрастных, социально-функциональных и культурно-психологических различий. Она, как подчёркивает Иван Ильин, образует не только генетическое, но прежде всего духовно-нравственное единство. Это, прежде всего, особая среда наиболее естественная для личностно-психологического развития ребёнка. Ведь именно здесь в абсолютно неформальной обстановке, в процессе повседневности, ребёнок видит взаимоотношения взрослых и разнополых людей и вначале менее осмысленно, а потом более осознанно усваивает нравственное поведение и опыт решения проблем, включая житейские. И спустя 87 лет основной посыл работы Ивана Ильина состоит в утверждении и обосновании тезиса о том, что семья – самый приоритетный национальный проект, всё остальное вторично, если говорить современным языком.

Татьяна Симонова