8-800-100-30-70

Помни имя свое...

27.05.2014

Поразительно, насколько велики смыслы, заложенные в спектакле «Помни имя свое», который был поставлен театром-студией «Ковчег» под руководством Л.Б. Артемьевой. Впечатляют даже не игра детей, не великолепные, исторически воссозданные костюмы, не сценография и музыкальное сопровождение.

Поражают удивительно искреннее и глубокое проникновение и усвоение детьми возвышенных идей – святость любимой Родины, героизм ее истории, гордость за духовный подвиг предков и сопереживание сегодняшнему состоянию страны.

В спектакле нет экзальтации и фальшивой пафосности. В нем есть предельная детская искренность и чистота. Жанр постановки обозначить сложно. Можно сказать, что это театральная легенда, в основе которой героическая история нашего Отечества. Можно определить его как призыв юных сердец к добру, жизни по заповедям Божиим, без лжи, лицемерия и предательства.

В любом случае, дело не в определении жанра, а в том, что и в сегодняшнее время, когда попираются самые высокие идеалы героизма, подвига и любви, наши дети рассказывают нам, зрителям, о том, что от идеалов отрекаться нельзя. Напротив, их нужно отстаивать и к их воплощению стремиться.

Ниже мы приведем текстовые фрагменты сценария спектакля «Помни имя свое», которые сопроводим некоторыми комментариями и фотографиями юных артистов.

Начало спектакля – рассказ о былинных русских богатырях и средневековых европейских рыцарях. Затем идет повествование о подлинных исторических событиях (Крещение Руси) и реальных персоналиях – князьях Аскольде и Дире, святой княгине Ольге.

Одна из ключевых идей спектакля – она прозвучала в его начале и была выражена в интересной авторской находке: на сцене был воссоздан образ Руси, воплощенный в 19-м веке известным русским скульптором Н.А. Лаверецким. Юная актриса Елизавета Савоськина смогла передать силу духа и мощь образа.

Для нас интересна и поучительна история скульптуры. В первые «Россия» была представлена в 1900 году на Парижской Всемирной выставке в Каслинском чугунном павильоне. Он создавался по проекту архитектора Е. Баумгартена и был удостоен хрустального Гран-при и Большой золотой медали.

Среди многочисленных высоких гостей Каслинский павильон посетил президент Франции Эмиль Лубо. Он выразил желание приобрести павильон для республики вместе со всей коллекцией каслинского художественного литья за баснословную по тем временам цену – два миллиона рублей.

Управляющий Кыштымскими заводами П.М. Карпинский передал согласие владельцев продать все, кроме скульптуры Н.А. Лаверецкого «Россия». Торг был долгим, а ответ один: «Россия» не продается!» Именно эта фраза вдохновила руководителя студии и детей на постановку «Помни имя свое».

В нашей публикации мы перейдем к одной из глав-частей сценария, которая называется «Тамерлан».

Тамерлан

Тамерлана, жестокого завоевателя Вселенной, покорителя мира, беспощадно подавлявшего любое неповиновение (в переводе на русский язык его имя означает «железный»), играет Даниил Низаметдинов. Во взгляде юного актера – жажда власти и надменность поработителя. Тамерлан вещает:

– Передо мною Русь лежит,

И солнце в куполах блестит,

Но скоро будет темнота

От крыльев злого воронья.

Удивительно точно передает подобострастие и рабскую покорность всемогущему господину, «перед которым трепещут народы», Марк Ихсанов. Он исполняет роль ближайшего сподвижника Тамерлана визиря Хаима. В любое мгновение жизни своего властителя Хаим рядом. В ночь перед покорением Москвы Тамерлан неожиданно просыпается и в страхе кричит:

– Хаим, мне было видение! Я видел Её! Это была Она! Царица! Сначала я вдруг услышал подземный гул: как будто начинается землетрясение. Хотел вскочить, но тело будто прилипло к львиной шкуре. Внезапно гул и грохот стихли, передо мной начал набухать земляной вал. Он поднимался всё выше и выше и, наконец, превратился в высокую гору.

tamerlan.jpg
Даниил Низаметдинов в роли Тамерлана

Из-за горы появилось необыкновенное свечение, и я увидел на вершине Её! Это Она! Царица! Будто ожило Её изображение! И невозможное ослепительное сияние блистало вокруг Её Лика!

А за Ней – бесчисленные ряды воинов: светлые, крылатые, с огненными мечами!

И я будто услышал Её голос. Да-да! Она говорила мне: «Ты вторгся в запретные пределы. Это земля – Моя. Здесь милую и сужу только я. Уходи».

Хаим! Что теперь будет?– Это Мать христианского Бога, – отвечал визирь. – Она будет защищать христиан!

И непобедимый Тамерлан, «железный хромец», отвел войско от стен Москвы. Он скакал с закрытыми глазами, нанося очередной удар своему верному коню, и чувствовал зависть к странному народу, который защищает Та, что изрекла ему, великому завоевателю: «Эта страна – Моя. Я здесь сужу и милую».

Святые Сергий

Радонежский и князь

Дмитрий Донской

После рассказа о бегстве с Русской земли Тамерлана перед зрителями открывается новая страница отечественной истории – Куликовская битва.

Текст, который читают, вернее, рассказывают одетые в костюмы воинов-русичей Андрей Сенякин и Егор Кузнецов, зал слушает, затаив дыхание. Слова звучат то грозно, то благоговейно. Мальчики переполнены воодушевлением, глубоко сопереживая событиям, которые происходили почти тысячу лет назад. Чувства любви к родной земле, верности святым идеалам живы и понятны людям 21-го века. Они находят искренний отклик в

сердцах современных детей.

Еще один фрагмент из сценария.

8 сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, великий князь Дмитрий Донской разгромил полчища Мамая.

Андрей: Именно в битве на Куликовом поле произошло нравственное пробуждение русского народа.

Егор: На сражение русское воинство благословил игумен земли Русской Преподобный Сергий Радонежский.

Андрей: А помним ли мы, чем обязаны преподобному Сергию? Если бы не он, то, вполне возможно, на современной карте мира не было бы такого государства, как Россия…

Андрей: Годы жизни Сергия Радонежского пришлись на время, когда Русь была под властью Золотой Орды. Захватчики грабили страну, сжигали все на своем пути.

Егор: Но не об этом более всего скорбел монах-отшельник. Он считал, что куда большая беда заключена в самих русских людях, которые утратили национальное

самосознание, лишились патриотических чувств, растеряны и слабы духом.

Андрей: В оскудении человеческой души видел Сергий Радонежский причину многих бед.

Егор: Он горячо молился Господу об укреплении духа в русском народе, о даровании ему нравственной чистоты и веры в свои силы.

Андрей: Русь раздирали междоусобные войны мелких княжеств. Перед лицом смертельной опасности Преподобный усадил удельных князей за стол переговоров.

Егор: И того, что нельзя было получить мечом, он добился тихим и кротким словом: усмирил враждующих!

Андрей: Незадолго до решающего сражения почти все князья признали главенство московского князя Дмитрия, что дало возможность собрать русские дружины под одним знаменем и победить!

С особым благоговением мальчишеский дуэт исполняет песню «О, Радонежский Сергий». Ее текст насыщен церковнославянизмами и высокой лексикой. Сегодня слова великославный, всесветлый, отче, осенить, из которых соткано песенное полотно, редко услышишь на сцене, по телевидению или прочтешь в газете. Но они нужны, они окрыляют душу, особенно юную, природа которой – в стремлении к подвигу, жертвенности и неземной красоте.

О, Радонежский Сергий, покрове Богом данный.

К Тебе мы обращаем и души,и сердца.

Не отступись от нас ты, отец великославный,

И осени крестом с небесного крыльца.

О, Радонежский Сергий, всесветлое сиянье,

На поле Куликовом хранил сей образ нас,

Благослови же, отче, на славные деянья,

Дай силы и любви, чтоб свет тот не угас.

Андрей: Когда прошло сражение, особо чуткие ратники видели над Куликовым полем ангелов, помогавших русским воинам. Во главе небесной рати стоял Архангел Михаил, святые воины Георгий Победоносец и Дмитрий

Солунский и князья-страстотерпцы Борис и Глеб. От духовных воинств на татар летели тучи огненных стрел.

Егор: С вечера перед битвой не смыкал глаз в Радонежской пустыни преподобный старец Сергий. Открывались ему в Духе имена всех погибших в брани, каждого русского воина, и служил он за них панихиды, поминая каждого поименно.

Андрей: Великого князя Дмитрия Ивановича долго искали среди живых и павших. С трудом заговорил он, когда подъехали к нему с известием о победе. Великого князя усадили на коня, он молча ехал по полю, усеянному грудами тел, и катились по его щекам горючие слёзы.

Егор: Павших воинов восемь дней собирали и хоронили в братских могилах. Великий князь Дмитрий заложил множество храмов для их поминовения. В благодарность Богу за победу в Куликовом сражении он построил Успенский

монастырь на реке Дубенке, а на самом Куликовом поле – монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Под Москвой встал Николо-Угрешский монастырь, а в Москве – церковь Всех святых на Кулишках.

Благочестивая княгиня


knagina.jpgАнастасия Кекелия в роли Евдокии Дмитриевны

Особенно трогательно в спектакле прозвучал рассказ о благочестивой супруге святого князя Дмитрия Донского Евдокии Дмитриевне, которая праведной жизнью «светила народу московскому».

В молодости супруги, казалось, соперничали в добродетелях, милосердии и чистоте.

Роль Евдокии Дмитриевны в спектакле исполняла Анастасия Кекелия.

Настя: Когда настала борьба с Мамаем, великая княгиня поддерживала супруга в его намерении спасти Русь от врага, с твёрдостью проводила его на страшный бой и непрестанными молитвами помогала общему делу.

В память о победе русского воинства она воздвигла в Кремле каменную церковь Рождества Богородицы.

Андрей: Умирая, Дмитрий наказывал детям слушать во всем мать, и из завещания его видно, как он чтил супругу.

Настя: В раннем вдовстве княгиня усилила подвиг благочестия. Изнуряя тело постами, она хотела казаться тучной: носила на себе несколько одежд, украшалась драгоценными каменьями, везде являлась с лицом веселым и радостным.

Андрей: Говорили, что она еще желает нравиться и ведет нечестную жизнь. Такая молва оскорбила её детей, которые не могли скрыть своего беспокойства от матери.

Настя: Тогда Евдокия призвала их к себе и сняла часть одежд. Дети, увидев худобу её тела, изнуренного постом и измученного веригами, ужаснулись.

– Верьте, – сказала княгиня детям, – что мать ваша чиста. И соблюдите мою тайну. Кто любит Христа, должен сносить клевету и благодарить за неё Бога.

Андрей: О своей кончине блаженная княгиня была предуведомлена появлением ангела, после чего тотчас онемела.

Настя: Когда княгине поднесли образ Святого Архангела Михаила, она обрадовалась и стала чудесным образом говорить. Евдокия Дмитриевна пожелала по смерти быть в Воскресенской обители, которую воздвигла вместо прежних княжеских теремов.

Святые заветы

Спектакль «Помни имя свое» завершается рассказом о заветах, которые оставили нам, потомкам, мужи высокого духа – князь Святослав, Ярослав Мудрый и святой Феодосий.

О заветах удивительно проникновенно, обращаясь к сердцу каждого зрителя, повествует Матвей Лукич. И снова фрагмент сценария.

Матвей: Наши предки, создавшие Русь, оставили нам, их потомкам, три великих завета, как хранить и беречь святое наследие

– Русскую землю. Эти заветы каждый из нас должен хранить в своем сердце.

Великий князь Святослав заповедал:

– Деды и отцы наши завещали нам храбрые дела. Станем крепко. Нет у нас в обычае спасать себя постыдным бегством. Или останемся живы и победим, или умрем со славой.

Ярослав Мудрый сказал:

– Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим.

Святой Феодосий завещал:

– Нет иной веры лучше, чем наша чистая Святая Православная вера. Если тебе нужно будет даже умереть за эту Святую веру – со дерзновением иди на смерть. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего, ко всякому будь милостив, избавь его от беды, как можешь. И не лишен будешь награды у Бога.

Финал спектакля звучит не просто торжественно. Он утверждает великое прошлое и говорит о великом будущем нашей Родины. Дети поют песню «Богоносная Россия», после исполнения которой зал взрывается аплодисментами. У многих зрителей на глазах слезы благодарности, радости и уверенности в победе над духовным злом, в пучину которого ввергнута наша любимая Родина.

Были татары, были поляки,а вот теперь

Иго другое нашу Россию душит,как зверь.

Иго другое, да пострашнее,может, оно,

И на колени снова России встать суждено.

Богоносная Россия, хоть приходится нам туго,

Мы ещё начнём всё с чистого листа…

Богоносная Россия, не давай бесовским слугам

Распинать тебя, как некогда Христа!

Встанем с тобою мы на колени, сердцем горя:

Будем молиться, чтобы Господь наш дал нам царя,

Будем молиться, чтоб наши дети были чисты

И чтобы души всех православных грели кресты…

Надежда Сергеева