8-800-100-30-70

Патриотов стало больше

03.06.2024

Проект «Семья и Отечество», реализуемый ЦЗМ «Покров» с использованием средств гранта Президента Российской Федерации с февраля 2023 года по май 2024 года успешно завершён. В рамках проекта было прочитано 105 лекций «Россия – священная наша держава», слушателями которых стали 4731 человек. Лекциями были охвачены учебные заведения Тюмени, Тобольска, Ишима, Ялуторовска, Заводоуковска, а также сельские населённые пункты юга Тюменской области.

Из всего цикла лекций на тему «Россия – священная наша держава» 73 были прочитаны ведущим лектором ЦЗМ «Покров», кандидатом социологических наук К.А. Шестаковым, 32 прочитал А.А.Генерозов.

Основная цель проекта – формирование осознанного патриотизма, выработка национального самосознания и гражданской ответственности в подростково-юношеской и молодёжной среде.

О возрастающей роли патриотического воспитания в наше время говорят последние Указы Президента. Так, 7 мая 2024 года Владимир Путин, сразу же после своей инаугурации, подписал Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Уже в первом пункте Указа одна из целей гласит: «реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности». Кроме того, 8 мая президент подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». В документе отмечается приоритетность патриотического воспитания, сохранения памяти о защитниках Отечества и значимых событиях истории России. До этого был издан Указ Президента от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором также содержится пункт, касающийся патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, как важнейших нравственных ориентиров.

На сегодняшний день одним из самых доступных и действенных методов работы по патриотическому воспитанию являются лекции и беседы с подрастающим поколением в учебных заведениях. Этим направлением достаточно плодотворно занимается ЦЗМ «Покров» в рамках чтения лекции «Семья и семейные ценности», уделяя особое внимание теме патриотизма. Такие категории, как семья, Отечество, Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине закладывается в семье, через отношение к самым близким людям, родному краю. Следовательно, семейные ценности выступают основой для формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических установок в мировоззрении детей и подростков.

2023-09-14 Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства (5).jpg

В связи с возросшей актуальностью патриотического воспитания молодежи «Покров» расширил тематику лекций, используя имеющиеся наработки. В школах и техникумах были проведены беседы на тему: «Защитники и устроители земли русской», в военных частях и подразделениях МВД на тему: «Смысл специальной военной операции России на Украине». Реализация грантового проекта «Семья и Отечество» ещё раз продемонстрировала, что лекционная работа в подростково-юношеской и молодёжной среде проводится успешно и приносит ожидаемые результаты. Мы видим заинтересованность, активное участие в дискуссии слушателей. Это значит, что открытый разговор на сложные, актуальные темы нужен нашей молодежи. Подтверждением такого вывода являются не только отзывы слушателей (см. ниже) о лекциях – устные и письменные, но и социологический опрос, который был проведен в ходе выполнения проекта. Цель опроса – провести социологическое измерение сдвигов мировоззренческих установок в сфере патриотизма и гражданской ответственности (жизненных приоритетов) слушателей в результате присутствия на лекции «Россия – священная наша держава».

2024-01-17 Тюменский колледж транспортных технологий 1 (3).jpg

Социологический опрос проводился с помощью анкеты. Всего было собрано 817 анкет – 417 до и 400 после лекции. Опрашивались учащиеся общеобразовательных школ и ОО СПО. Опросами были охвачены семь населённых пунктов и семь учебных заведений Тюменской области. (Cм. Аналитическую записку по итогам анкетирования).

Слушателям были предложены вопросы, ответы на которые характеризуют их отношение к истории России и актуальным вопросам современности, а также позволяют выявить важные установки поведения в определённых ситуациях. Анализ результатов анкетирования показал, что цели и задачи, поставленные в ходе реализации проекта, были достигнуты. Проведение лекций «Россия – священная наша держава» действительно способствовали формированию осознанного патриотизма, национального самосознания и гражданской ответственности в молодёжной среде, что выражается в изменении соответствующих мировоззренческих установок слушателей.

Особо хотелось бы отметить ответы респондентов на один из вопросов анкеты, касающийся оценки жизненных приоритетов, который звучал так: «Кем Вы считаете себя в первую очередь?». Были предложены следующие варианты ответов: «гражданином мира», «патриотом России», «другое», «не знаю». Анализ оценки собственных жизненных приоритетов показал, что после лекции доля тех, кто считает себя патриотом, существенно выросла: 37,89% опрошенных до лекции и 49,75% – после. Также после лекции доля «граждан мира» сократилась на 9,48%, обеспечив рост тех, кто считает себя патриотом России. Очевидно, что примерно 12% слушателей в результате присутствия на лекции изменили мировоззренческую установку в сторону патриотизма, что в полной мере соответствует целям проекта.

Важно отметить, что на вопрос: «Если в будущем, в условиях участия России в военных действиях, мне придёт повестка из военкомата, я склонен поступить следующим образом», число положительных ответов в варианте «явиться в военкомат в указанный срок» после лекции возрастает на 3,69%, что вполне соответствует целям проекта. В целом же после лекции 65,25% опрошенных готовы явиться в военкомат в указанный срок либо пойти добровольцами в случае участия России в боевых действиях.

analiticheskaya_zapiska03.jpg

Исходя из результатов социологического опроса, также можно сделать вывод, что чтение лекций по патриотической тематике в учебных заведениях, тем более если это происходит систематически, в значительной мере будет способствовать формированию патриотических чувств у подростков и молодёжи, взращиванию в их сердцах искренней и бескорыстной любви к Родине, гордости за достижения родной страны и горечи за её неудачи и беды, пробуждению интереса к своей истории, уважению к историческому прошлому своего народа и бережному отношению к народной памяти, национально-культурным традициям. Патриотизм – первостепенная основа воспитания молодёжи в современной России. Центр защиты материнства «Покров», используя свой многолетний опыт работы с молодёжью в сфере патриотического воспитания, будет и впредь уделять решению этой важнейшей задаче самое пристальное внимание.

Отзывы:
«Ишимский многопрофильный техникум» в своей группе ВК пишут:
«…патриотизм – это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки. Константину Александровичу удалось не только рассказать молодому поколению о проблемах атомизации общества, но и сформировать целостное представление о лозунге «Своих не бросаем!» и понятии «Соотечественник». Педагоги, студенты и слушатели лекций выражают огромную благодарность за полезную и продуктивную работу Константина Шестакова по проведению необходимых лекций по таким современным и актуальным темам!».

«Ишимский медицинский колледж»: "Мероприятие способствовало формированию модели ответственного гражданского поведения на примерах неравнодушного отношения к нуждающимся в помощи людям, совершенных отважных поступков, ситуаций мужественного преодоления сложных жизненных ситуаций.Участники пришли к выводу, что важно воспитывать в себе патриотическое отношение к своей семье, родине, к природе, культуре, на основе исторических и природных особенностей родной страны. 

Е.А.Толстикова, советник по воспитательной работе Тюменского колледжа экономика, управления и права: «Я считаю, что такие просветительские лекции сейчас особенно необходимы, поскольку источников информации слишком много, а их содержание в плане качества различается многократно, информационное поле мы сегодня не в силах ограничить. И что там слушают, видят, читают наши ребята, мы часто не знаем. Я полностью согласна, что эти лекции – весомый противовес пропаганде безнравственности, которая ведётся сегодня против наших детей.
Активность слушателей, готовность к обсуждению тем нравственности, патриотизма, демонстрируют интерес аудитории к лекции».

Агротехнологический колледж, отделение г. Заводоуковска: «Студенты проявили интерес к заявленной теме, активно включились в диалог со спикером и отметили особую актуальность рассматриваемого вопроса, что свидетельствует об ответственном отношении подрастающего поколения к развитию государства и является очень важным показателем, ведь именно за ними будущее нашей страны».

Тюменский техникум строительной индустрии и городского ходяйства: «Константин Александрович рассуждал со студентами о том, как в нашем обществе формируется чувство патриотизма и любовь к Родине, обсуждали духовно-нравственные понятия и семейные ценности. В ходе беседы пришли к выводу, как важны эти общечеловеческие ценности для личности каждого человека и будущего нашей страны. …..Обсудили такие важные вопросы современного общества и молодёжи, как взаимосвязь поколений, семейных ценностей и формирование истинного чувства патриотизма и любви к родине.
Пришли к выводу, о том, что на каждом человеке лежит ответственность за каждый свой выбор и это влияет как на жизнь самого человека, так и на будущее страны».

Социальный педагог Тюменского колледжа транспортных технологий и сервиса М. С. Чемакина: «По выступлению лектора и по тому видеоматериалу, который он подготовил, – сказала Марина Сергеевна, – видно, что патриотическая работа центра «Покров» проводится на высоком уровне. Спасибо лектору за проделанный колоссальный труд, направленный на патриотическое воспитание молодежи и приобщение их к культурным ценностям нашей страны».

Студенты: «Очень понравилась лекция. Хотелось бы еще раз увидеть вас в нашем колледже».

«Лекция понравилась, узнал много полезного... ».

«Насчет лекции хотелось бы выразить благодарность ведущему за хорошие и правильные мысли, которые нужны в наше время. Энергичный, бодрый рассказ не дал заскучать../».

«Презентация прошла прекрасно. Приятный преподаватель, с юмором. Все чётко рассказывает. Вся информация важна и интересна».

«Очень познавательная лекция. Узнавали много интересного, поговорили на важные темы. Позитивно».

«Познавательно. Супер! Интересно слушать лектора».

«Очень понравилась лекция!» Спасибо большое!».

«Было познавательно, Увлекательно».

«Все очень понравилось, Информативная полезная лекция».

«Лекция-беседа была очень интересной, а главное – полезной лично для меня. Спасибо за информацию!».

«Был очень хороший урок. Было очень интересно, впечатлительно».

«Лекция отличная! Мне понятна, и очень познавательно».

«Лекция была очень интересной и позволяет узнать для себя что-то новое. Позволяет углубиться в жизнь и в ситуацию в стране».

«Мне понравилась всё, и теперь хочу замуж, чтобы поднять рождаемость в нашей стране».

Подготовила Татьяна Николаева