8-800-100-30-70

Нет силы более неодолимой, чем любовь

16.02.2018

Кто-то скажет, что такого не бывает, не бывает таких идеальных семей. Никого переубеждать не стану. Каждый вправе оставаться при своем мнении. Семейная пара, о которой пойдет речь, может, не была во всем безупречной, тем не менее она стоит того, чтобы о ней рассказать. Живой свидетель образа жизни этой семьи – автор данного материала. Речь идет о поколении людей, родившихся в начале 20 века. Сегодня каждый из нас еще может успеть поинтересоваться у своих бабушек и дедушек о том, какие были у них предки. Среди них обязательно найдутся подобные замечательные семьи. Это были люди, которые действительно умели любить, на таких семьях держалась жизнь на земле, благодаря им развивалась страна. В таких семьях рождались красивые, умные и талантливые дети, которые творили, созидали, защищали Родину. Благодаря их труду, энергии и способностям до сих пор жива наша страна.

*** *** ***

О вас я вспоминаю почти каждый день, дорогие мои дедушка и бабушка. Да и как не вспоминать мне то уютное, тихое детство, где я была окружена вашей заботой и любовью, где ни разу не слышала семейных ссор, ругани на повышенных тонах, столь характерной для многих семейных пар в нашем прагматичном 21 веке. Не слышала я ни разу, чтобы вы упрекали друг друга в отсутствии денег, бытового комфорта и прочих житейских благ, или перемывали косточки своим знакомым, завидовали. Вы прожили свою жизнь чисто и честно.

Сейчас я понимаю, как вы любили друг друга, как дорожили своими отношениями и чувствами. Вы жили в венчанном браке: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает”. Вы исполнили обеты верности и любви, испили общую чащу страданий и потерь, пребывая вместе – в горести и радости, в бедности и богатстве, в болезни и здравии. Когда в ваше село вошли большевики, они разграбили, а потом разрушили церковь, где вы венчались, разорили ваш домашний очаг, сады, поля, на которых вы трудились. На них до сих пор ничего не растет. Вскоре вы собрались и покинули с братьями и сестрами и своими маленькими детьми родную землю. Ваши родители, отказавшись оставлять свои дома, вскоре умерли от голода, холода и ужаса.

Если бы вы знали, дорогие мои, какое время настало, какие нравы, какая мораль, какая культура! Войны нет, холода и голода нет, а сколько детей-сирот при живых родителях, сколько ребятишек растет, не знающих в лицо своих отцов, сколько стариков умирает в одиночестве, каждая вторая семья в стране распадается. А еще каждый день тысячами убиваются невинные дети в утробе матери. Это преступление называют медицинским термином – аборт. Сегодня страна по колено в детской крови. И это происходит некогда в патриархальной православной России.

Просто удивительно, как, родные вы мои, пережившие революцию в свои юные годы, потом гражданскую войну, репрессии, еще одну войну, смерть двух маленьких сыновей в период раскулачивания, как вы, пройдя через разруху и утраты, выстояли и выжили, но при этом сохранились полноценными людьми, способными вновь трудиться, родить еще четверых детей в это страшное время, радоваться жизни.

Впрочем, о чем я? Теперь я понимаю, что все это можно было преодолеть только силой любви и верой в Бога. Нет силы более неодолимой, чем любовь. Я хорошо помню, бабушка, как ты молилась. В твоих руках я видела только две книги, которые ты читала, – это молитвослов и Библия. Бабушка, твой молитвослов я до сих пор храню.

И все это было во времена нетерпимости к религии, процветания атеизма, победоносного шествия советских людей в коммунистическое будущее. Только вы с дедушкой в него не верили, никакая пропаганда не убедила вас отказаться от Бога, от родительских наставлений и семейных традиций. Вы с особым почтением и благоговением относились к царской семье в то время, когда ее поносили, когда о ней говорили только плохо. На свой страх и риск вы втайне, бережно хранили старинную фотографию царской четы. Уже тогда вы знали, что произошло с ними, как их зверски убили, вы понимали, что сделали со страной большевики. Ни одного хвалебного слова в адрес вождя пролетариата я ни разу от вас не услышала. Как я благодарна вам за искренность и честность, мужество и стойкость, за ваше терпение. «Терпением спасайте души ваши…».

Попав под репрессии, ты, дедушка, пять лет провел в разлуке с бабушкой. В лагере, где ты пребывал, многие узники нашли там свою смерть. Теперь я понимаю, что выжить тебе помогла любовь к бабушке и ее молитва. Сейчас я очень жалею, что не поинтересовалась ни разу, по своему легкомыслию, что вы чувствовали тогда, как пережили это испытание разлукой, как вы встретились после долгих лет расставаний.

Бабушка одна в эти годы поднимала детей, с самого раннего утра и до вечера она трудилась в поле, а ее дочь, моя 11-летняя мама, присматривала за двумя младшими братишками, одному из которых было два годика, другому – четыре, кормила их какими-то зернышками, стирала, следила за чистотой в жилище, дети часто болели и все время хотели есть. В наше время, бабушка, таким положением в семье, когда дети остаются без присмотра взрослого и плохо питаются, могла бы заинтересоваться ювенальная юстиция. Сейчас за такое «невнимание к детям» могут изъять их из семьи.

Когда вы вновь стали жить вместе, родилась ваша последняя дочурка, ваше утешение, гордость и радость. А ведь недобрые люди и всякие соседки уговаривали тебя, бабушка, сделать аборт. Но разве ты могла пойти на то, чтобы убить свое родное дитя! Я знаю, у тебя и мыслей таких не было.

Ты не поверишь, бабушка, сейчас эти вопросы решаются легко. Сегодня ради того, чтобы купить машину или уехать в отпуск, или только потому что денег мало, наши женщины прерывают беременность. При этом они знают, что убивают своего ребенка, но потом почему-то считают, что имеют право на благополучную и комфортную жизнь.

Я была первой внучкой, родившаяся в вашей большой семье. И насколько мне известно, мое рождение было для вас радостью. Мне почему-то кажется, что никому в голову не приходило думать, что родился еще один «рот», который надо как-то кормить. Все мое детство прошло с вами, я не чувствовала, что я вам в тягость. Ведь дети все чувствуют и понимают. Мама через два месяца после моего появления на свет вышла на работу, и все заботы обо мне легли на твои плечи, бабушка, и твоей младшей дочери, которой на то время было всего лишь 10 лет.

7cfa23f11ff85e5f0cfab5dc6855ed1be4f6afd2.jpeg

Бабушка, до сих пор не могу понять, как ты умудрялась, имея такую большую семью, содержать жилище в идеальной чистоте, где не было ни сориночки, ни пылиночки. В то время еще не было стиральных машин. Я помню накрахмаленное белоснежное белье, зимой ты вывешивала его сушить на улице, которое потом пахло особой морозной свежестью, поднимающее настроение. Загадку твоих кулинарных шедевров я до сих пор не могу разгадать. Мне было очень уютно с вами, никогда не хотелось выходить из дома, вы с дедушкой с трудом уговаривали меня выйти на улицу подышать свежим воздухом.

Пока росли ваши дети, ты, дедушка, был единственным кормильцем большой семьи. Я помню, какие шедевры ты создавал своими золотыми руками, при этом часто говорил мне: «Детка, труд – это радость». Ты умел радовать не только свою семью, но и все свое окружение на работе и своих заказчиков. В тот советский период заработок вне рабочее время властями не приветствовался. Тем не менее, придя с работы вечером, часа через два, ты закрывался в своей кладовочке и продолжал мастерить до поздней ночи. Отдохнуть позволял себе только в воскресенье, по заповеди: «Почитай день воскресный…».

На твое 50-летие, тебе, дедушка, выделили квартиру. Это была 2-х комнатная хрущевка. Там мы уже жили вчетвером: ты с бабушкой, я и моя юная тетушка. Сегодня такие хрущевочки не в почете, о них отзываются чуть ли не с презрением, свысока. К сожалению, многим людям сейчас уже неведомо, что и на малой площади можно жить в любви и согласии: «Не место украшает человека…». Забываются прописные истины. Никакой коттедж, никакие большие квартиры и деньги не создадут атмосферы любви и добра, подобную той, что царила в нашей семье.

Я помню ваше уважение и почтение друг к другу, умение поддержать, ободрить в трудную минуту. Ты, дедушка, до самых последних своих дней дарил бабушке цветы, покупал ей мороженое и конфеты, восторгался ее красотой и умом, ее умением вести домашнее хозяйство, великолепно готовить еду. Я восхищаюсь вашими манерами обращаться друг с другом, умением говорить спокойно и даже тихо, бережно, как будто вы боялись ненароком обидеть не только друг друга, но и всех окружающих вас людей. При этом ты, дедушка, не терял чувство юмора, умел отпускать остроумные шуточки, от которых всем становилось смешно и весело.

Никто не наступал мне на пятки, не делал замечаний в раздражении и недовольстве, никто ни на кого не давил, не доминировал. Вы обладали просто поразительным тактом, особой деликатностью и культурой. Откуда это, откуда такое педагогическое чутье? Наивный вопрос. Наверное, это все от преемственности, от живого примера родителей, дедушек, бабушек, которые трудились в поте лица, верили в Бога, дорожили жизнью, относили к ней как священному дару, такое поведение впитано с молоком матери.

Сегодня один из главных воспитателей – это телевизор. Вы же не смотрели вечерами телесериалы, как это делают множество семей в наше время, где муж и жена выступают часто врагами, где они изменяют друг другу, лицемерят, хитрят, выясняют отношения, ругаясь последними словами, где дети хамят родителям, где убивают, режут, насилуют.

Я прожила с вами до самой юности. Считаю, что мне несказанно повезло видеть живой пример замечательных семейных отношений, любящих друг друга мужа и жену. Дети ваши благополучно выросли, получили специальности, обзавелись семьями. Мои двоюродные братья и сестры, ваши внуки и правнуки и праправнуки живут сейчас в разных уголках страны – от Сибири до южных окраин, от Питера до Дальнего Востока, и даже за рубежом. Разорвалась преемственность, нарушились традиция, семейные связи. И такая разрозненность и отчужденность сегодня по всей стране.

Бабушка, ты пережила дедушку на 12 лет. После его смерти произошел какой-то надрыв в тебе, это видно было по глазам. Через какое-то время умер твой младший сын. Старшая дочь и второй сын сильно заболели, получили инвалидность. Сколько же выпало горя на твою долю! Поразительно, ни ропота твоего, ни возмущения я не видела. Позже я узнала, что это качество называется смирением. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит…». Дохаживала тебя младшая доченька, та, от которой тебя призывали избавиться абортом. Как все промыслительно в этой жизни…

Да, дедушка и бабушка, аборты называют раковой опухолью на теле России, которую, если не остановить, разрушит окончательно человеческий облик в людях и всю нашу страну. Беда в том, что многие в это не верят, люди привыкли уже убивать своих детей. Но при этом, как ни в чем не бывало, делая вид, что в данном бесчеловечном преступлении века, как аборты, ничего страшного нет, мы все время пытаемся совершать какие-то экономические рывки, надеясь на лучшую и комфортную жизнь. Напрасны надежды… Периодически, как снег на голову, на нас обрушиваются новые реформы – то в образовании, то в здравоохранении. А здоровье наших детей с каждым годом все слабее и слабее – рак, лейкозы, сахарный диабет, аутизм. Такие страшные болезни пришли сегодня в мир детства. Да, еще ювенальная юстиция. О ней я уже обмолвилась вначале. Ее главная задача – разрушить семью и оторвать родителей от детей.

Про воспитание нарождающегося поколения я уже заикнулась. Справедливости ради скажу, и телевизор стал уходить уже на второй план –появилась сеть «Интернет». Общение с ребенком заменяют телефонные разговоры, смски, смартфоны, компьютеры. Родители сидят в социальных сетях сами по себе, и дети – сами по себе. Впрочем, эти понятия и неологизмы вам уже незнакомы. Мир изменился до неузнаваемости. Да, родные мои, мы уже живем в других культурных реалиях, и в них воспитываются наши дети и внуки, ваши потомки. На их юные души обрушивается столько разврата и пошлости через так называемые СМИ, что особо удивляться уже и не приходиться тому, что нецензурная лексика стала обыденным явлением разговорной речи многих молодых людей и даже школьников.

Атеизма сегодня нет, это порадовало бы вас, за религиозные убеждения никто никого не преследует, казалось бы, – свобода. Открыты церкви, храмы всех религий, каждый верит кто во что горазд – в йогу, дзен-буддизм, каббалу, астрологию, даосизм, ведизм, процветают колдовство, магия, экстрасенсорика и прочая чертовщина. Мир сходит с ума.

То, что сейчас происходит с нами, вам и не снилось даже в страшном сне. Человечество вступает в эпоху всепожирающего глобализма, эпоху цифровой экономики и цифрового рабства, идеологии ТРАНСГУМАНИЗМА. Если проще и понятнее сказать: скоро человек и робот станут одним целым. Вот такие перспективы у нас, дорогие мои.

Вы спросите, дедушка и бабушка, как вы дошли до такой жизни? Только этот вопрос уже для другой темы, она особая, политическая, конспирологическая, богословская, мистическая. «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь…»

Я написала вам и о вас, родные мои, потому что помню и люблю.

Татьяна Николаева