8-800-100-30-70

«Наша задача – сохранить, помочь, преумножить…»

17.08.2021

Интервью с и.о.заведующей городской поликлиники №4 (женская консультация) г. Тюмени, врачом акушером-гинекологом Ларисой Валерьевной Нестерович.

Профессиональные качества врача акушера-гинеколога Лариса Валерьевна Нестерович приобретала для себя поэтапно: сначала учеба в медицинском училище, потом работа детской медсестрой и акушеркой в родильном отделении районной больницы, затем обучение в Тюменской медицинской академии, при этом свою работу будущий врач не бросала, далее интернатура, ординатура. Так постепенно накапливались знания, опыт, практические навыки. Быть профессионалом своего дела, любить свою работу и добросовестно ее выполнять – это самое главное, считает Лариса Валерьевна. Слишком велика ответственность за здоровье женщины, тем более будущей матери и её ребенка.

Л.В.Нестерович работает в женской консультации с 2005 года. Психологи ЦЗМ «Покров» консультируют женщин, решившихся на аборт, с 2014 года. Нередко совместная работа врача и психолога заканчивается успехом – женщины сохраняют беременность.

Я люблю детей

Лариса Валерьевна, чем все-таки Вас привлекла специальность врача акушера-гинеколога?

– Вопрос выбора этой профессии у меня сразу встал еще на этапе работы в родительном доме. Мне всё нравилось в этой работе. В том числе и когда возникали экстренные ситуации, когда приходилось принимать молниеносные решения и, конечно, когда видишь плод своего труда – рождение ребенка и счастливые лица мамочек. Когда поступила в медакадемию, я уже не сомневалась ни одного дня, что мое призвание – это акушерство и гинекология. Я очень люблю именно беременных женщин, вообще всю работу, связанную с беременностью. Но если бы у меня была возможность работать только с беременными, я бы с удовольствием это делала. Мне нравится общение с этими женщинам, оказывать им необходимую квалифицированную помощь, а потом видеть результат – получать эту радость, когда рождается здоровый ребенок. Со многими своими пациентками у меня складываются хорошие отношения, они приходят ко мне после родов или я встречаю их где-то на улице, показывают своих малышей, рассказывают, как они растут. Очень радуюсь тому, что к нам приходят женщины, которые рожают и по второму, и третьему разу.

Может быть, были моменты разочарования в работе?

–Нет, никогда. Если и бывают какие-то минусы, то я их просто не замечаю.

Какими качествами на Ваш взгляд должен обладать врач акушер-гинеколог?

– Профессионализм, добросовестность, любовь к своей работе. Если доктор любит свою работу, то он будет приносить обществу пользу. Необходимы, конечно, такие качества, как человечность, неравнодушие. Ведь каждую ситуацию мы пропускаем через себя. Я считаю, что нужно относиться к пациенту так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам или вашим родственникам.

Какие профилактические меры для предотвращения абортов ведутся в вашей консультации?

– Профилактическая работа у нас велась всегда. Это Школа матери, Школа грудного вскармливания, Школа менопаузы, индивидуальные приемы, работает кабинет по контрацепции, женщин консультируют психологи, кроме того, когда женщина приходит на плановый прием, мы обязательно задаем ей вопрос: «чем вы предохраняетесь?». Если она отвечает «а ничем», с ней ведется беседа и объясняется, для чего это необходимо. «А вот представьте себе ситуацию, вот случилась беременность, что будет дальше?». Действительно, женщина задумается, нужна ли ей беременность или ей нужно подождать. Сейчас есть выбор, мы должны все проговорить и понять, что она желает.

В наших школах мы рассказываем всё, что необходимо для беременной женщины, потом рассказываем, как сохранить грудное молоко и почти сразу консультируем по контрацепции. Я всегда говорю женщинам: «вы родили, вышли из роддома, помните, что у вас может наступить вновь беременность, даже если вы кормите грудью. Вы должны четко понимать, готовы вы сразу к этому или не готовы». Понятно, что они чаще всего будут не готовы. Мы должны четко решить с ней этот вопрос, пока она восстановится. Я сама много лет вела Школу грудного вскармливания, и эти моменты подробно объясняла женщинам. Они задавали много вопросов, и мне нередко приходилось индивидуально разговаривать до тех пор, пока  не увижу, что у женщины есть ясное понимание, что и как надо делать – чтобы они не пришли ко мне потом: «Лариса Валерьевна, я к вам с нехорошей новостью». «Нет, я не люблю плохие новости, я люблю детей».

Ковид и беременность

Сейчас непростая ситуация в стране в сфере оказания медицинской помощи населению в связи с коронавирусом. Далеко не все наши граждане могут попасть на прием к врачу. Беременные женщины входят в эту категорию?

– Нет, не входят. На беременных ограничения не распространяются. Наоборот, для них созданы все условия для того, чтобы они быстро прошли необходимые обследования и процедуры, им никуда не надо ходить, договариваться, собирать бумаги, анализы, никаких лишних хлопот, беременные получают у нас полноценную и качественную медицинскую помощь. Врачи контролируют процесс вынашивания с момента первого посещения женщины и выполняют свои обязанности вплоть до рождения ребенка. Даже если сравнить, как эта работа была поставлена 5 лет назад, то сейчас всё значительно лучше. Условия для будущих мамочек созданы самые благоприятные. Систематически ведётся мониторинг беременности, каждый день мы звоним женщине, спрашиваем о её самочувствии, нет ли температуры, есть ли какие-нибудь проблемы. Если даже ей назначена явка на определенную дату в месяце, мы не ждем, когда она придет, все равно звоним и интересуемся её состоянием. К беременным внимание очень бережное. Если что-то не так, возникают какие-то проблемы, то они решаются.

Что касается других наших пациенток, то да, не все женщины могут попасть на прием, потому что есть ограничении, связанные с пандемией. На данный момент мы принимаем женщин, которые имеют сертификат на прививку или результат ПЦР-теста. Плановых медосмотров, как это было раньше, мы не делаем.

Если женщина чувствует себя плохо, подозревает у себя даже онкологию, то она может обратиться к вам?

– Может. Если у женщины экстремальная ситуация, плохо себя чувствует, то она приходит к нам. У нас ведет прием дежурный доктор, который принимает таких пациенток до 20 часов даже без записи.

На женщин, которые собираются сделать аборт, действуют ограничения?

– На таких женщин тоже нет никаких ограничений. Все, что связано с беременностью и вокруг беременности – это без ограничений.

Важно использовать малейший ресурс

Как часто приходят к вам на прием женщины с целью сделать аборт?

– Сейчас реже, таких стало меньше, по моим наблюдениям.

Как Вы можете это объяснить?

– Это происходит потому, что многие женщины стали осознанно готовиться к беременности, особенно к третьему ребенку, четвертому. Они начинают планировать беременность. И это очень хорошо – и в психологическом плане – во избежание всяких неожиданных ситуаций, которые влекут за собой стресс, и в плане того, чтобы в этот ответственный период можно уделить особое внимание своему здоровью.

Но рождаемость все-таки в стране и нашей области падает. Почему, на Ваш взгляд?

– Рождаемость у нас снизилась, мы видим это по тому, как женщины встают на учет по беременности. Но связывать эту тенденцию с тем же ковидом нельзя. В 90-х годах была очень низкая рождаемость, и мы находимся сейчас примерно в таких же цифрах. Сейчас рожают в основном женщины, которые родились в тот период. Соответственно, сегодня мы получаем аналогичную картину. Тем не менее очень радует, что эти же женщины начали рожать второго, третьего ребенка, четвертого. У меня есть на участке женщина, которая родила 7-го ребенка. Причем одновременно на учет встали мама и ее старшая дочь, и они родили ровно в один месяц, теперь у них вместе растут дети. Хочу сказать, что это миф, когда говорят, что много детей рожают люди с низким социальным статусом. Нет, это совсем не так. Я вижу как раз немало замечательных многодетных семей, ответственных родителей. Сейчас люди осознанно стали подходить к беременности, и к воспитанию детей. А наша задача - помочь сохранить беременность и тем самым способствовать в меру возможности увеличению рождаемости.

Лариса Валерьевна, о Вас говорят, что вы такой врач, которой удаётся разговаривать с женщиной так, что она, после беседы с вами, отказывается от аборта.

– От врача действительно многое зависит. Можно условно разделить женщин на тех, которые пришли первый раз на эту процедуру, и на женщин, скажем так, уже повторных. Если взять женщин, которые впервые пришли на прерывание беременности, то, конечно, ей нужно объяснить, какие последствия несет за собой этот аборт, к бесплодию и невынашиванию беременности чаще всего ведет первое прерывание. Последствия после аборта будут всегда. Каждый аборт оставляет свой след. Кому-то повезло в большей степени, кому-то в меньшей, но не нужно надеяться «на авось». Женщины так часто думают. Нет, не будет, есть всегда реальные негативные последствия для женского здоровья.

4c5b469d5f598709b92ee89b640bcfd2.png

Хотя часто бывает так: женщины приходят в кабинет и еще сами не уверены, хотят они прервать беременность или нет, это видно сразу по их поведению, глазам. Они ждут от нас поддержки. Этот момент гинекологу важно не упустить, от нас многое зависит, как мы поведем себя с ней, что скажем, какими словами, как построим разговор. Интересуемся, с какой целью она собирается прерывать, надавили ли на нее родители, партнёр, супруг. Если женщина колеблется, то мы, соответственно, работаем в положительную сторону, на сохранение ребенка. Но мы не подавляем – разъясняем, чтобы она осознала свою ситуацию. Еще встречается категория женщин, которая «я бы хотела, но не знаю, справлюсь ли». Здесь тоже особый разговор, нужно проговорить с ней некоторые жизненные моменты, вселить уверенность в завтрашнем дне.

Но есть женщины, по ним уже видно, что ее не отговорить никак. Если она категорически настроена, работать с ней практически бесполезно.

Бывает и так, я чувствую, что у меня не получается. Тогда говорю Ирине Юрьевне (Е. Ю Батуева, психолог ЦЗМ «Покров» – прим. ред.): «знаете, у этой женщины есть потенциал. Вы сразу ее не отпускайте». Ирина Юрьевна поработает, и у нас в таком командном подходе чаще всё заканчивается благополучно. Если я вижу, что у женщины есть хоть какой-то малейший ресурс, за который можно зацепиться, я использую его, она может прийти во второй-третий раз, но она действительно придет к этому решению осознанно. Хотя изначально она говорит "нет, мне тяжело, я не смогу". С первой группой женщин немножко потяжелее работать, а когда у женщины вторая, третья беременность с ними проще работать, я вижу, насколько она готова стать вновь матерью. Вот вы недавно писали про одну мою пациентку Лию. Ведь она хотела прервать беременность, а сейчас приходит ко мне с этим ребеночком и очень рада, что у нее такая замечательная малышка.

Поделюсь с вами, что сейчас перестала приходить на прием такая категория женщин, которая хочет удержать мужчину своей беременностью. В наше время практически таких женщин нет. И мне кажется, это неплохой признак.

А как Вы оцениваете доабортное консультирование?

– Очень хорошо. Это один из главных этапов, благодаря которому можно спасти ребенка от аборта. Немало женщин, которые не могут принять решение моментально. Родственники, мужья, партнеры против, а она сама очень хочет родить ребенка. Конечно, здесь нужна полноценная консультация. Бывает, в период, когда наступила беременность, сложилась какая-то негативная ситуация, и женщина принимает решение исходя именно из этой временной ситуации. Нужно просто ей помочь, рассказать, как справиться с этой проблемой, что пройдет время и всё изменится, зато будет ребенок. А если она прервет беременность, то это уже необратимый процесс. Кто-то боится остаться без денег, кто-то без работы, кому то негде жить. Но все это исправимо, а вот вернуть ребенка уже не получится.

Отношение к абортам меняется

Лариса Валерьевна, как Вы относитесь к конкурсу «Жизнь – священный дар»?

– В конкурсе я участвую с 2016 года и в этом году опять подала заявку. Это очень хороший проект. Во-первых, очень важно, что конкурс привлекает внимание общества к проблеме абортов. Во-вторых, заинтересованность в этом конкурсе есть у нас, врачей, видны результаты нашей работы. Их можно показать другим, наши усилия замечают, и нам хочется поделиться своим опытом. Конкурс стимулирует на качественную работу, из нашей консультации точно каждый доктор по два раза поучаствовал в нем.

Как Вы считаете, изменилось ли в последнее время в обществе отношение к абортам?

– Да, изменилось. Раньше, лет 5-6 назад, было больше абортов. И женщины относились к этой процедуре как к должному, как обыденному явлению. Сейчас изменилось само отношение женщины к прерыванию беременности, они уже не рассматривают вариант – просто выпила таблеточку и решила свои проблемы. Нет, женщины начинают думать, появилась какая-то ответственность, осознанность. Беременные женщины стали ходить на прием со своими мужьями, партнерами. Раньше такого не было. У меня есть супружеские пары, которые приходят вместе. Порой мужчина задает больше мне больше вопросов, чем сама женщина. Был у меня такой интересный случай. Я сказала мужчине на одном из таких приемов, что вашей супруге необходимо похудеть, что ей нужно придержаться определенной диеты. Так он вместе с ней сел на эту диету, сам готовил еду, поддерживал ее всю беременность, потом пришел ко мне и говорит: «я похудел на 5 килограммов».

6-4.jpg

Мужчины также стали чаще приходить на прием со своей женой или партнёршей, когда есть цель сделать аборт. Когда мы видим, что женщина пришла не одна, приглашаем в кабинет ее партнера. Я ему объясняю, в какой ситуации сейчас находится его женщина. Когда он понимает, что это он принял такое решение и взял на себя такую ответственность, то его начинают одолевать сомнения. Он думал переложить свою вину на партнёршу, а здесь получается наоборот – вы же приняли такое решение, значит, вы несете ответственность. Женщина хочет сохранить беременность, а вы ей не разрешаете. Это ваше решение. Мужчины этого очень бояться.

Совместные роды – это идиллия

Мне говорили, что вид макета эмбриончика производит сильное впечатление на мужчин. Они даже бояться взять его в руки.

– Да, да! Еще им нужно рассказать, как делается аборт. Но надо рассказать и про положительные стороны, как мужчина будет радоваться рождению своего ребенка, что значит быть отцом, как он будет любить своего ребенка. Это надо пережить, конечно. Материнство у женщины закладывается с первого дня беременности, а у мужчин отцовство чаще всего формируется в течение трех лет. Если пара вместе воспитывает ребёночка и папа не приходящий, если он с женщиной пройдет всю беременность, а тем более, если он пойдет с ней на роды, проживет полностью все эти моменты, то особое отношение к ребенку сформируется не за три года, а за полтора или за год.

Мне говорят женщины «супруг не пойдет на роды». Почему? «Вы идите вместе, он тебя должен поддерживать. Тебе будет легче!». Мужчины очень интересно ведут себя в роддоме. Я бы сказала, трепетно, с большим волнением.

Как это происходит?

Мужчина находится вместе с ней. Он делает ей массаж, он гладит ее, разговаривает, утешает. Ей, спокойнее, когда рядом находится близкий человек. Но присутствие на родах и ранний тактильный контакт с младенцем усиливают отцовские чувства, способствуют формированию надежной привязанности к ребенку. Мама родила, ребеночка положили ей на грудь, а папа находится рядом. Он присутствовал при чуде рождения своего сына или дочки. Это просто идиллия. Мне бы хотелось, чтобы мужчины ходили на роды…

Татьяна Симонова