8-800-100-30-70

Классическое образование возвращается

13.03.2019

В России сегодня около 100 тыс. детей находятся на домашнем обучении, включая детей с ограниченными возможностями. Федеральный закон №273 разрешает выбирать семейную форму образования с правом прикрепления к школе, имеющей государственную аккредитацию. Среди моих знакомых уже три семьи решили не отдавать своего ребенка в обычную государственную школу, а предпочли обучать его дома. Недовольных родителей современной образовательной системой становится всё больше. Они сетуют не только на низкую эффективность учебных занятий, но и на психологический климат, который царит в школе.

Удивительного в данном факте уже ничего нет. Система образования не первое десятилетие неуклонно рушится. Поэтому родители как могут сопротивляются и ищут альтернативные и более эффективные формы обучения для своих детей. У нас в Тюмени уже работают несколько частных школ.

Сегодня речь пойдет о «Классических беседах» – уникальной образовательной программе поддержки семейного образования, по которой учатся более 400 детей в 27 городах России, Украины и Белоруссии. Программу «Классические беседы» называют наследницей традиционного классического образования. В основе этого образовательного подхода – система «семи свободных искусств», по которой учились в античности, в Византии и Древней Руси при Ярославе Мудром, в дореволюционной России. Этот подход основан на том, что перед тем как изучать конкретный предмет, детей учат инструментам познания. Эти инструменты – грамматика всех предметов, диалектика и риторика. Дети учатся запоминать информацию (грамматика), логически анализировать ее (диалектика) и воспроизводить ее устно и письменно (риторика).

Главный учитель образовательного процесса – родитель

Уже само слово «классика» подразумевает фундаментальность, прочность, образцовость и, безусловно, вызывает доверие и интерес. Правда, может показаться на первый взгляд подозрительным, что программа имеет американское происхождение. Но это не тот случай, когда срабатывает стереотип: раз американское – ничего хорошего не жди. Напротив, американские родители, прежде всего придерживающиеся консервативных взглядов и христианских ценностей, так же, как и мы, ищут лучших методов образования для своих детей. В США дома обучаются более 2-х миллионов детей. Причем, по результатам исследований, достаточно успешно. «Классические беседы» оказались настолько интересны и эффективны, что сразу нашлись у них приверженцы и последователи в других странах.

Что привлекает родителей в данной системе? Простота и ясность учебного материала, доступность понимания, конечно, качество полученных знаний и, что очень немаловажно, сохранность психического здоровья ребенка. Да, именно так. Во-первых, занятия проводятся вместе с родителями, которые, если потребуется, в чем-то помогут ребенку, например, подсказать, если он забыл какой-нибудь термин, морально поддержать, если что-то не получается, особенно на начальных этапах обучения. Именно в этот период дети получают инструментарий, который им позволит далее уже более самостоятельно осваивать программу. Во-вторых, из-за малочисленности группы – более 8 человек не рекомендуется посещать «Классические беседы» – всегда есть возможность родителям или инструктору проследить, как складываются взаимоотношения детей, насколько этично они себя ведут. Никто здесь не будет третировать, оскорблять, унижать ребенка, сравнивать с кем-либо его достижения и неудачи вслух, что допускается в наших школах, – это совершенно исключено.

NKlcLv_X1RU.jpg

Кроме того, родители (родитель) здесь выступают главными учителями своего ребенка, ответственность за знания и воспитание они берут полностью на себя. Сама программа «Классические беседы» была разработана родителями и для родителей. Таким образом, понятно, что мамам и папам тоже придется потрудиться немало, но на практике это оказывается не настолько сложно и утомительно. Напротив – увлекательно и легко, родители вновь проверяют свои знания и приобретают новые, общение с детьми становится более тесным, доверительным, интересным и продуктивным.

О специфике и блоках КБ

Одна из особенностей программы в том, что «Классические беседы» проводятся один раз в неделю под руководством инструктора, но это вовсе не означает, что всю неделю дети не заняты учебой. Совсем наоборот. Дома учебный процесс продолжается. Программа обучения имеет уже готовый план на каждую неделю по всем предметам – математике, русскому языку, естествознанию, истории, географии и т.д.

В Тюмени «Классические беседы» проводятся в семейном центре «Лесенка», что находится в 1-ом Тюменском микрорайоне. Людмила Геннадьевна Булавинцева – главный организатор, директор и инструктор этих занятий, совсем еще молодой педагог, мама двоих детей. О «беседах» она узнала от своих друзей, которые живут в Москве.

– Сейчас действительно предлагают на выбор очень много обучающих программ, – рассказывает она, – но все учебники к ним прописаны для одного педагога-профессионала. Я, конечно же, не могу быть профессионалом во всех областях, но «Классические беседы» – единственная, на мой взгляд, программа в России, которая поддерживает вот такое направление: я одна мама, у меня есть дети, которым я еще могу быть учителем. Я стала знакомиться с программой, она действительно оказалась очень интересной, приемлемой и удобной для меня

Er3-NoLeYxo.jpg.

Создатели «Классических бесед» периодически организуют практические конференции в Москве, Санкт-Петербурге, других городах, я съездила на одну из них. Всё, что услышала там, мне очень понравилось, познакомилась с методикой ведения занятий, выучилась на инструктора, потом на директора. Спустя какое-то время директор центра «Лесенка» Ирина Витальевна Коваль предложила мне проводить занятия на ее территории. К этому времени нашлись еще две семьи, которые тоже познакомились с этой программой и решили учить по ней своих детей. Сейчас у нас в группе 7 ребятишек, они изучают первый курс «Основы», он рассчитан на детей от 4 до 12 лет, занятие состоит из пяти блоков по 30 минут. Занимаемся мы в воскресный день.

– Не слишком ли большой разрыв в возрасте?

– Это одна из особенностей системы. Методика подачи материала разработана таким образом, что позволяет обучать дома одновременно несколько детей разного возраста. Глубина знаний, допустим, моей 6-летней дочки и 11-летнего Матвея неодинаковая. Они изучают один и тот же материал, но каждый на своем уровне его знает и понимает. Дома в течение недели родители вместе с детьми изучают более глубоко пройденные темы. Дети, как правило, после занятий всегда задают много вопросов, поэтому знания дома они получают из учебников, энциклопедий, любых других источников информации. Самое главное на наших уроках – задать направление, а дома родители сами решают, какие знания на данный момент стоит углублять, а какие пока не трогать.

Hmtz64yLmJY (1).jpg

– В чем еще особенность занятий?

– Их много. Хочу отметить, что на наших уроках не рекомендуется использовать аудио, за исключением прослушивания музыки великих композиторов, вообще каких-либо электронных устройств, видео, а иллюстративный материал, например, картины художников, берем только из книг.

– Я обратила внимание, что на доске все написано от руки. Здесь увидела и латынь, и хронологию каких-то исторических событий, понятие склонения в русском языке. В центре записей стоит слово «Бог», от него отведены лучи в разные стороны. То есть детям вы даете понятие о богоцентризме мира. Но это понятно, классика не может не включать религиозного компонента в обучении. А что вы изучаете в блоках?

– Первый блок предполагает заучивание базовых понятий из разных предметных областей – штудий, без дальнейшего глубокого изучения, если только дети сами не спросят. Но эти понятия они должны выучить наизусть. Делается это очень просто, но эффективно – чаще всего используется прием пения, но это прежде всего подходит для детей, которые хотят петь. Дети пропевают терминологию, названия исторических фактов, даты, имена знаменитых исторических персон. Пение – не единственная техника для запоминания. Мы используем определенные движения, знаки руками, а также рисованные карточки, на которых запечатлены, к примеру, исторические события.

Ocq--hsbHQc.jpg

Второй блок предполагает научный эксперимент, где мы знакомимся с научным методом, ставим гипотезы, проводим различные эксперименты, рассуждаем, все ли задуманное получилось, делаем выводы. В этом блоке ребята много анализируют с инструктором. В этом году мы изучали строение рыбы, цветка, измеряли вес воздуха, смотрели, как атмосферное давление может удерживать воду в перевернутом стакане …

Наш следующий блок – это изящные искусства, здесь мы знакомимся с творчеством великих композиторов и художников, с основами рисунка и музыки. Мы обязательно слушаем лучшие произведения музыкальной классики и изучаем картины художников. Недавно у нас был урок по великим художникам эпохи Средневековья, знакомились с манерой их стиля. А потом пробовали это повторить. Например, для того чтобы понять, как писал свои картины Джотто ди Бондоне, ребята сами делали краски – мололи мелки в муку, а потом смешивали их с желтком и водой. Или покрывали свои орнаменты из пластилина фольгой, подражая скульптуру Лоренцо Гиберти. Блок этот очень насыщенный, по-настоящему творческий.

…На занятии по блоку «Изящные искусства» я решила побывать сама. Детям была предложена тема «Барокко». За 30 минут урока я не раз услышала слова: «эпоха Средневековья»,«эпоха Возрождения», «классицизм». Судя по ответам ребятишек, они им уже хорошо знакомы. Людмила Геннадьевна показывала картинки с музыкальными инструментами, на которых исполняются произведения в жанре барокко. Наконец прозвучало имя знаменитого композитора –Антонио Вивальди, затем детям было предложено послушать одно из его творений – фрагмент из «1-го концерта для трех скрипок».

Больше всего, как мне показалось, детям понравилось работать ножницами – вырезать рисунки музыкальных инструментов – барочную скрипку, виолу, виолончель, гобой, флейту. Все эти названия ученики повторяли вслух. Не оставались без работы родители: например, мама 7-летнего Ивана помогала ему в этом нелегком труде, здесь потребовались усидчивость и ловкость, так как рисунки были совсем маленьких размеров. Но, видимо, так предусмотрено методикой.

Немного о результатах

– Людмила Геннадьевна, делать какие-то окончательные выводы о результатах занятий, мне кажется, преждевременно. Тем не менее, может, все-таки они уже есть?

– Можно сравнить. Например, в прошлом году мы пытались ходить в одно образовательное учреждение. Там была предложена обширная программа – учили писать, читать, рисовать, Варвару развивали как только могли. Но она очень уставала, да и знания как-то быстро улетучивались.

Сейчас я провожу с ней намного больше времени, чем в предыдущем году. Это совершенно другая система, другой подход к обучению ребенка и другой результат. У нас есть штудии – мы их заучиваем, но нет такого, чтобы мы каждый день в определенное время сидели и занимались, зубрили «от и до». Я от нее этого не требую. Мы изучаем штудии, когда захотим: мы повторяем их на прогулке, или когда едем в машине, когда идем в магазин. Но при этом у нас идет своя обычная жизнь. Только в канву этой жизни вплетены «Классические беседы». Что касается нашей семьи, то у нас хорошо идут песни. Мы много поем. У меня 3-хлетний сын, он тоже подхватывает и поет. Я сначала думала, что надо заниматься в определенное время, а потом гулять. А получается, что наше обучение – это целый день занятий, просто они проходят в другом режиме, естественно, ненавязчиво, незаметно, но с большой пользой для развития ребенка. Дочка мне задает вопросы, например: кто такой Ленин или расскажи о Царской семье, потому что в штудиях мы затрагивали эти фигуры. Хронологию правителей России она легко запомнила, на эту тему специально сочинили песенку.

Вот, сегодня вы посетили еще занятие по блоку «Презентации». То что вы увидели, для нас это колоссальный прорыв. Раньше Варя просто не хотела выходить к доске, потом она не хотела говорить. И вот дочка заговорила на публике. Сама программа имеет циклический характер: многие темы изучаются каждый год, что дает отличную возможность углублять знания в зависимости от возраста ребенка и его возможностей.

Презентации

Это четвертый блок занятий. Суть блока в том, что ученики (каждый на своем уровне) выступают с сообщением, которое предварительно было подготовлено вместе с родителями. Таким образом достигаются сразу несколько целей: формируется навык публичных выступлений, развивается устная речь, приобретаются знания.

Я отметила, слушая выступления ребят, что говорят они полными предложениями и строят грамотно фразы. Чувствуется, что хорошо их подготовили родители. Ко всему прочему, доклады были достаточно познавательны, я узнала много неизвестных мне фактов.

С первой презентацией выступила Варенька. Она подготовила доклад об устройстве скрипки. Конечно, рассказать о таком сложном инструменте, как скрипка, 6-летнему ребенку нелегко. Тем не менее девочка произнесла и указала такие детали инструмента, как дека, гриф, винт, струнодержатель, смычок и другие. На помощь периодически приходила мама с подсказками. Но как без них – ведь это же только начало обучения – «Основы». Варя, кстати, посещает музыкальную школу, где скоро ей предстоит учиться игре на этом замечательном, нежном инструменте.

Со следующей презентацией выступил Матвей, мы уже отмечали – ему 11 лет. Мальчик рассказывал совсем о другом – о ядерном взрыве, о его действии на окружающую среду, звуковой волне и радиации, упомянул о запрете на его использование. 8-летний Марк рассказал о царе зверей – льве, а Иван – ему 7 лет – подготовил доклад из области зоологии – о самой крупной ящерице на земле – варане. Прослушанные сообщения были очень содержательны. Отметим, все мальчики – родные братья. Они приезжают на занятия вместе папой и мамой, которые, как я увидела, полностью погружены в учебный процесс и очень им довольны.

«Классические беседы» для многодетных семей

Как показывает практика, эту форму образования чаще выбирают многодетные родители. У Эдуарда Михайловича и Лилии Викторовны Коргожи пятеро детей. Старшие уже взрослые, живут самостоятельно, а троих сыновей – Матвея, Марка и Ивана решили обучать по «Классическим беседам». Ещё на занятия водит свою дочку старший сын Олег. Уж очень молодыми оказались бабушка и дедушка! Лилия Викторовна тоже отмечает, что «Классические беседы» весьма удобны именно для многодетных, дети всегда вместе, и не нужно маме разрываться между домом, детским садом или школой. Но это только одно из преимуществ.

YEDfTngcknU.jpg

– Нам нравится, как работает эта система, – делиться своим мнением Лилия Викторовна, – как легко дети заучивают терминологию, факты, события. Мы уже изучили хронологию со времен первой цивилизации и дошли до русско-японской войны. Песня – эффективный инструмент для запоминания любого материала, мы это видим на практике.

Когда дети запоминают слова, термины на занятиях, то услышав их в обычном общении, или в фильме, в книжке, начинают задавать вопросы. А если ребенок задает вопросы, мы должны оставить все дела, сразу достаем книги, энциклопедии или выходим в интернет и ищем запрошенную информацию, чтобы можно было более глубоко рассказать о том, что его интересует. Методика предполагает ежедневные занятия по 20 минут. Задания по программе мы должны выучить наизусть. Но нам хватает на это двух раз в неделю. Например, когда мы едем в машине сюда на занятия, мы успеваем все пропеть и проговорить, повторить знаки руками, и дети все прекрасно запоминают.

ZoAcHFxKPow.jpg

Мы изучаем русский язык, математику, географию, латынь. Сейчас приступаем к изучению склонения в латинском языке. Почему выбрана латынь. Чтобы легче было потом учить ребенку иностранные языки. Латинский язык очень тесно пересекается со всеми европейскими языками и с русским языком тоже. Скоро мы приступим к следующей ступени, которая называется «Ключи». Здесь уже пойдет более углубленное изучение усвоенных понятий из «Основ» и будут приобретаться новые знания.

– Какие вы видите успехи у своих детей?

– Мало того, что у них расширился кругозор и они постоянно задают вопросы на разные темы, они перестали бояться выступать с докладами, у них лучше стала речь. Мне очень нравится, как они запоминают исторические факты, кстати, хронологию они изучают от Сотворения мира, через древность и средние века до современности. Такой системы не было в нашей школе, где, к сожалению, все изучается хаотично, бессистемно. Допустим, мы изучаем какую-то дату и событие в одной стране и одновременно обращаем внимание на то, какие события происходили в других странах, каковы особенности культуры этого периода, какие художники, композиторы жили тогда. Взять, к примеру, эпоху Древней Руси, дети уже представляют, что было в это время в Египте, в Китае.

– Ваш Марк, насколько мне известно, занимается еще по системе Ушинского? Не слишком ли большая нагрузка?

– Да, в Русской классической школе у нас учится только Марк. Обучение проходит дистанционно, через интернет, примерно три часа в день. С остальными занимаюсь я сама. Мы прикреплены к одной из московских гимназий только для сдачи аттестации в конце каждого года и перевода в следующий класс. Нам потом выдадут аттестат с оценками. По русской классической школе выписали все методички, тетради, учебники и с удовольствием занимаемся. «Классические беседы», мы считаем, не совсем самодостаточны, по крайней мере, в «Основах», так как на этих занятиях не учат читать, писать и считать, как в школе. Это должны делать сами родители по любым учебникам. Русская классическая школа и «Классические беседы», мне кажется, органично сочетаются. Детям очень нравятся уроки каллиграфии, где они пишут перьями, простыми шариковыми ручками они не любят писать. Но у Матвея почерк, к сожалению, уже загублен, так как он учился в обычной начальной школе.

– Круг общения у ребят небольшой. Вас не смущает, что могут быть проблемы с социализацией? Хотя для детей из многодетной семьи этот процесс проходит проще…

– Дома они находятся в своей среде. У них нет стресса к адаптации, как это происходит у других детей в обычной школе. Они не таскают тяжелые портфели, имеют полноценное домашнее питание, нет каких-то сложных взаимоотношений с другими детьми. Матфей у нас успел походить в общеобразовательную школу, там ему приходилось постоянного драться, так как в классе был мальчик очень агрессивного поведения. Школа нам далась очень тяжело, ребенок был весь издерган, и нам, родителям, тоже доставалось. Да и сам Матвей очень активный, ему нужен особый режим учебы. Его нельзя держать 45 минут неподвижно. Мальчику надо постоянно вставать, делать перерывы, он должен ходить, если устал сидеть. Только в таком режиме он будет учиться успешно. В школе это сделать нереально. Но отношения у него почти со всеми одноклассниками и особенно с учителем были очень хорошие. Только сама система обучения нам не нравилась, отсутствие должного внимания к каждому ученику просто невозможно в больших классах А сейчас, конечно, спокойнее, успеваем еще учиться в музыкальной школе, изучаем английский язык, я сама им хорошо владею, поэтому могу преподавать детям. Недостатка в общении у детей нет. Главное уберечь их от дурного влияния и аморальных примеров, которых в избытке в государственных школах. Думаю, что мы так и будем пока учиться и в РКШ, и по «Классическим беседам». Мы хотим, чтобы наши дети выросли хорошо воспитанными, высоконравственными людьми, классическое образование нам в этом успешно помогает, в том числе и потому что в этих системах присутствует религиозный компонент, который несет большую воспитательную функцию.

DEuZomSZPKA.jpg

…Пожалуй, на этом мы закончим знакомить читателя с «Классическими беседами». То, что мы рассказали – лишь малая часть этой замечательной и действительно эффективной системы обучения и воспитания детей. Мы очень рады, что находятся родители и педагоги, которые возрождают КЛАССИКУ. Поэтому разговор о классическом образовании мы намерены продолжить.

Татьяна Симонова

Из отзывов:

Хочу поздравить всех участников нашей группы и нашего любимого инструктора Людмилу Булавинцеву с окончанием 6й недели обучения и каникулами!!! Время пролетело настолько быстро, т.к.было ну ооочень интересно))) Дети постоянно поют песенки по всем штудиям. Я даже не ожидала, что они начнут так все запоминать! Благодарю Бога, что свёл меня с такими людьми, как Людмила Булавинцева и Ирина Коваль!

Интересные всё-таки занятия. Все время поют.
А самое приятное, что дети стали интересоваться разными темами. И уже начинают проглядывать те направления, куда кому развиваться. И им интересно.
Эх, школа, школа!Оказывается, можно и не зубрить, и не учить, а весело узнавать.

***

Изучение родного языка для сегодняшнего школьника, это порой - унылое и нудное занятие. Но ведь можно сделать этот процесс увлекательным. Да, и у наших детей возникают проблемы с изучением русской грамматики, но это не сухая подача, как в школьной программе.
Но больше всего в курсе "Ключи", мне нравится, как ребята постепенно начинают усваивать законы построения текста, выделять главную информацию, учатся понимать тексты различных стилей и типов, писать эссе, пользоваться словарями и специальными наработками, делая тексты более выразительными, яркими и содержательными. Они учатся думать, размышлять, доказывать свою точку зрения. Лица оживились, появился интерес, понимание красоты родного языка. Радует, что пазл стал складываться. Процесс сдвинулся с мертвой точки, чего мы, собственно, очень ждали.)
Надеюсь, что и дальше это будет расти и преумножаться, приносить плоды и радость всем участникам курса.

***

У сына появились увлечения, которые смогли появиться только благодаря КБ и штудиям. А какие вопросы и идеи посещают эту голову теперь. Разве стали бы мы рассуждать на тему "Почему Александр Невский победил в 1242, и смог бы он победить сейчас?" Почему купол Храма Христа Спасителя похож на шлем русского воина? Расставлять войска Донского? В честь какого из Александров назван Александровский сад? На меня посыпались вопросы, ответы на которые мы всей семьей искали вместе. А сколько интереса вызывает игра "Крепости", в которую играли воины 13 века, и наш папа воспроизвел ее. Разве задавал бы мне все эти вопросы мой теперь уже ближе к 5 годам сын, не будь мы семьей КБ? Конечно, нет. Просто потому что у него не было бы всего того массива интересной информации, которую мы получили благодаря штудиям и углубили дома благодаря познавательным и живым книгам.