8-800-100-30-70

Дом в цветах

06.08.2015

Пётр и Марина Осиповы познакомились в храме. Они были разные. Как «волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень», барышня и хулиган. Несходство обусловливалось прежде всего воспитанием.

Марина

Марина выросла в интеллигентной семье инженеров. Мама была родом из Башкирии, отец – из Тюмени, но познакомились и поженились в Ленинграде, где учились в технологическом вузе. При этом отец начинал учёбу в Тюменском нефтегазовом институте, где к третьему курсу достиг заметных успехов, и с группой таких же способных студентов был направлен на дальнейшее обучение в Ленинград.

После окончания вуза молодые специалисты получили распределение в Литву на строительство Ингалинской атомной электростанции. Семейная пара поселилась в небольшом городке-спутнике Снечкус, в котором жили в основном строители, возводившие станцию. Они, в большинстве своем русские, приезжали в Литву со всего Советского Союза, поэтому говорили в Снечкусе исключительно на русском языке, дети учились в русской школе, и жители небольшого городка чувствовали себя вполне комфортно. Здесь у молодой семейной пары родились одна за другой две девочки, старшая из которых была Марина.

– Мы с сестрой Татьяной всегда с любовью вспоминаем уютный городок и своё беспечное детство, – рассказывает Марина. – Наш папа был очень мужественный папа, умный, спокойный, сильный, а мама – удивительно любящей, терпеливой, красивой и женственной. Воспитанием занималась в основном мама. Она, решая конфликты, которые неизбежно возникали в этом процессе, никогда не повышала голос, но всегда старалась показать ненужность вражды, противостояния и помогала найти решение, при котором всем было бы хорошо. После тихих, но убедительных бесед, ссоры затихали, оставляя после себя возможность для раздумий. Так мы учились выдержке и старались анализировать свои поступки, смотреть на проблемы трезво и решать их, исходя из чувств и интересов окружающих людей.

– Впрочем, однажды иссякло даже мамино ангельское терпение. Полчаса уговаривая дочь не портить всем сборы и поход в лес, она не выдержала и шлёпнула меня пониже спины, что осталось ярким воспоминанием для обеих.

– Это было единственный раз, – с улыбкой вспоминает Марина, – наверное, поэтому запомнилось на всю жизнь.

Учились девочки хорошо, и были приличными и домашними, по выражению Марины, до невозможности.

– Мы много читали, посещали кружки, всегда занимались каким-то творчеством и были очень любознательными. Стремление узнать что-то новое родители прививали с детства.

Но началась перестройка, Литва преобразовалась в независимое государство, после чего всё настойчивее стали всплывать национальные вопросы. Сначала новые власти Литвы искусственно формировали у местного населения антипатию по отношению к русским, позднее стали открыто выдавливать их из страны. Государственным, а значит, основным языком в бывшей советской республике стал литовский: у русских детей возникли проблемы с поступлением в вузы или среднетехнические учебные заведения. Реалии новой жизни заставили родителей покинуть Снечкус: девочек отправили к бабушке, сами переехали в Воронеж. Среднюю школу – лучшую в республике гимназию – сёстры заканчивали уже в Башкирии.

Студенческую жизнь Марина связывала с Санкт-Петербургом, но мама побоялась отпустить дочь в большой город. Для получения дальнейшего образования выбрали Тюменской нефтегазовый университет. Во-первых, в Тюмени жили родственники, во-вторых, в вузе впервые начали готовить специалистов в области маркетинга. Девушку заинтересовала модная профессия. По образованию Марина – маркетолог.

Пётр

Детство Петра было отнюдь не безоблачным. Оно протекало на фоне маминой трагедии: работавшая врачом женщина ослепла в расцвете лет, произошло отслоение сетчатки. Она пыталась вылечиться, но надежды оказались тщетными. Врачи диагностировали: вернуть зрение невозможно. Мир молодой женщины рушился. Она полностью погрузилась в настигшую ее беду.

DSCN0898.JPGМальчишка всем сердцем жалел маму, но при этом понимал, что помочь ей ничем не может.

– Отец был участковым, сильным и честным человеком. Тогда все силы его уходили на улучшение обстановки в семье. Он навсегда останется для меня авторитетом, эталоном мужественности и ответственности. Он воспитывал детей так, как воспитывали его самого – личным примером.

После девятого класса, а семья Петра жила в Кургане, подросток поступил работать на завод колесных тягачей: хотел доказать родителям и себе, что он самостоятельный и вполне способен обеспечить себя.

– Но скоро я понял, заработанных денег на безбедную жизнь не хватает. Началось время девяностых. Всеобщий беспорядок и неразбериха. В ту пору мне исполнилось девятнадцать, и выход виделся в том, чтобы пойти служить в армию. Из армии вернулся другим человеком. Огляделся. Что делать? Хотелось начать новую жизнь. В руки попало Евангелие. Полистал. Начал читать. Поразило, что в обычных словах скрыта удивительная сила и есть ответы. Ответы на мои вопросы. Так я оказался в церкви, стал участвовать в богослужениях, встретил Марину.

– «Да!» Марина сказала не сразу, только через год согласилась выйти за меня замуж.

– Петр не очень соответствовал тому идеалу мужчины, который жил в моем воображении. В воображении правильной девочки, - признаётся Марина. – Для себя уже тогда твердо решила, что буду строить свою жизнь по Божьим законам. Может быть, благодаря вмешательству свыше поняла, что Петр дарован мне судьбой. Что он нужен мне, наконец, для исправления моих недостатков, для того, чтобы учиться жить и строить семью.

Молодые люди поженились восьмого июля, не зная, что это день памяти святых Петра и Февронии Муромских, покровителей христианского брака. Тогда в России День семьи и верности еще не отмечали. Сейчас подружки шутя называют Марину Февронией.

Ощущение простора

Посёлок Нефтяников, в котором живёт семья Осиповых, находится на окраине Тюмени. Ехать туда надо по Салаирскому тракту, и я, разыскивая их дом, чуть заблудилась. Проехала мимо, вернулась и увидела, наконец, указатель, ведущий к их дому. У ворот дома меня встречали супруги - высокий статный Пётр Михайлович и хрупкая светленькая Марина Владимировна. В фигуре Петра и его уверенной походке чувствовался крепкий хозяин. Марина оказалась приветливой и радушной хозяйкой. За калиткой со звонком – просторный, утопающий в цветах двор, большой, в двести квадратов дом. Воздух чистый, прозрачный.

DSCN0971.JPG– Ребятишкам здесь должно быть хорошо, – отметила я про себя, – с одной стороны, живут на природе, с другой – город с музыкальными и спортивными школами совсем рядом.

Миновав деревенские сени и большую кухню с обеденным столом, проходим в светлую гостиную. К ней примыкают комнаты девочек и мальчиков с арками-дверями. В глаза бросается домашний кинотеатр, стоящий под пышным зеленым растением, и полки с книгами. В целом присутствует ощущение простора, хотя одна из комнат закрыта на ремонт.

– Дом купили у цыган, - рассказывает Марина, усаживая меня на диван и располагаясь в кресле напротив, - и были бесконечно счастливы. До этого, имея троих детей и ожидая четвертого, жили в общежитии в комнате площадью восемнадцать квадратов.

– В первую же зиму выяснилось, что купленному дому требовался капитальный ремонт, – присоединяется к разговору подошедший Пётр. – Нужно было срочно перекрывать крышу, утеплять стены, менять окна, забор. Пришлось брать кредит, который выплачиваем до сих пор.

– Наш папа хорошо зарабатывает, - уверят Марина, - и если бы не кредит, мы бы совсем не испытывали трудностей.

После переезда в новый дом семья два года жила очень тяжело. Пётр организовал частное предприятие, но прибыль оно начало приносить далеко не сразу. Это сейчас у него есть постоянные клиенты и работа.

Пётр Михайлович занимается профессиональной электросваркой, в том числе цветных металлов – алюминия, «нержавейки», чугуна, титана. Таких специалистов, как он, немного. Ремонт автомобилей его стихия.

Способный ребёнок способен во всём

Честно говоря, я надеялась увидеть всю семью в сборе, но ошиблась. Дома были только старшая четырнадцатилетняя Наташа и одиннадцатилетняя Любаша. А вот Андрея, Игоря, Олега и Юлю забрала погостить к себе мама Марины, на редкость любящая бабушка!

hor.jpgВскоре, натянув спортивную форму, убежала из дома, очень похожая на мать, Наташа. Ей позвонила хозяйка лошадей, за которыми она иногда ухаживает. Интересы у Наташи самые разнообразные. Она, как, кстати, и Любаша, круглая отличница в школе и уже пятый год занимается в хоровом отделении музыкальной школы при колледже искусств. У неё редкие вокальные данные, поэтому Наташа в числе десяти лучших голосов Тюменской области участвовала во Всероссийском детском хоре, который создавался Валерием Гергиевым перед Олимпиадой 2014 года. Знаменитый дирижер собирал детей в Сочи, Санкт-Петербурге, Москве. Они выступали в Мариинском театре.

Наташа учится играть на гитаре, мечтает заниматься вокалом, заканчивать среднюю школу и одновременно учиться в колледже искусств, чтобы потом поступить в Академию культуры и искусства на режиссерское отделение. Еще у девушки блестящие способности к математике, поэтому в нынешнем году она перешла в физико-математическую школу.

– Способный ребёнок, способен во всём, - не без гордости говорит мама, – вот только не представляю, как она собирается всё это совмещать. Моё желание однозначно: хочу, чтобы дети учились, и учились хорошо. Мы этого от них требуем. У нас и мальчики имеют по одной, две четверки и считаются одними из лучших учеников в школе.

У всех детей Осиповых прекрасный музыкальный слух, возможно, потому, что Пётр и Марина сами пели в хоре. Но мальчики выбрали для себя спорт, они занимаются спортивным ориентированием. В секции практикуется игра в футбол, волейбол, ориентация на местности, силовые упражнения, ходьба на лыжах, бег. Такая разнообразная спортивная подготовка им очень нравится.

– У младшего Олежки нет ярких спортивных данных, – рассуждает Марина, – но спортом, хотя бы для себя, он заниматься должен. Это готовит мальчиков быть мужчинами.

Наша беседа затянулась, и зеленоглазая Любаша, которая периодически приглашала пить чай, принесла в гостиную торт.

– Сами пекли. Ждали Вас в гости, – тихо улыбается Марина.

– Спасибо, Любаша. – Торт очень вкусный.

Довольная девочка устраивается в своей комнате, достаёт набор разноцветных резиночек – модное увлечение - и плетет браслетики.

Любаша занимается в музыкальной школе имени Знаменского, осваивает скрипку. Этот сложный инструмент девочка выбрала сама, хотя родители отговаривали. В первое время действительно было трудно, но Любаша, хоть и поливала скрипку слезами, не сдавалась. У неё сильный характер. Бывало, даже маме было больно смотреть на рыдания дочери.

– Любаша, не сердись! Без труда успеха не добиться, но если тяжело, оставь. В музыкальную школу ходить не будем.

– Будем! – настаивала девочка и снова брала в руки инструмент.

И наступил закономерный порыв. Получилось! Скрипка запела.

– К тому времени, как поступить в музыкальную школу, у Любы возникали некоторые проблемы с послушанием. Она была упрямым барашком. Сердито сдвигала брови и ни на какие просьбы не реагировала. Стояла на своем. Но как только начинала играть на скрипке, становилась мягче, миролюбивее. Я видела, как девочка становилась девочкой. Если бы кто-то рассказал мне, что скрипка так благотворно действует на психику ребёнка, я бы не поверила. Однако сама тому свидетель.

В прошедшем году Люба поступила ещё и в хор:

– Хочу петь, как Наташа.

В учебное время дети заняты так, что для отдыха времени почти не остаётся. Но по вечерам родители всё-таки выкраивают время для духовного общения. Оно, по словам Марины, является стержнем, вокруг которого вращается всё остальное.

– Безделье – мать порока, - веско и строго говорит Пётр. – Чем больше дети заняты, тем меньше времени остаётся у них на разные глупости.

К примеру, во время летних каникул девочки сами нашли себе работу в центре «Плодовое».

– Мы работали неполный рабочий день, – отрывается от своего занятия Любаша, – три дня в неделю. В первую неделю я заработала 1780 рублей, во вторую – 1060. Купила надувной матрац. На нём и спать, и плавать можно. Наташа приобрела наручные часы. Правда, денег немного не хватало, но папа добавил.

При этом дети всё время узнают что-то новое и делятся этим новым с родителями. Так Наташа подготавливала для высадки черенки, а потом с восторгом рассказывала маме о своих наблюдениях:

–Оказывается, смородины столько сортов! Теперь я многие знаю.

Не отстаёт от сестёр и тринадцатилетний Андрей. Мама чувствует, что для сына много значит сделать что-то для мамы. Вся тяжелая работа в огороде – его. Да и в доме помочь никогда не откажет. Андрей - первый помощник в мастерской отца.

– У меня был серьёзный заказ, - рассказывает Пётр Михайлович, - надо было подготовить партию заготовок. Эту чисто механическую работу доверил сыну. Он очень старался, потому что знал: подвести нельзя, а лишиться доверия просто немыслимо. Работу сделал качественно, заработал за полтора дня 1100 рублей. Долго хранил свои деньги, обдумывал, куда их потратить, и купил... пиратский корабль. Теперь в доме у него есть личная собственность, - шутит Петр Михайлович.

– В этом плане меня, например, очень порадовала Любаша, – говорит Марина. – Когда пошла, работать, говорила: «Мне надо много заработать. Пусть устала, еще поеду!» Я огорчалась и думала: «Какой у меня жадный ребенок». А золотой мой ребёнок, получив деньги, отправился в магазин и купил для всей семьи пирожных.

Уходить от Осиповых не хотелось. Пётр Михайлович нас, правда, скоро покинул: появилась срочная работа. А с Мариной Владимировной мы обсудили массу тем, она оказалась интереснейшим собеседником.

В заключение Любаша показала нам в записи спектакль «Золушка», который дети поставили и сняли самостоятельно. Режиссёром была Наташа, костюмером – Любаша. Золушку прекрасно сыграла пятилетняя Юля, принца – семилетний Олег. Роль завистливых и злых сестёр Золушки исполнили Наташа и Любаша. Фея – опять Наташа, но всегда в разных образах и костюмах. Удивительно талантливые дети!

Пока мы смотрели спектакль, я наблюдала со стороны за мамой Мариной. Детскую постановку она видела не однажды, но смотрела так, как будто видела своих «артистов» впервые. Она вся преобразилась. Щёки покрылись румянцем, на глазах блеснули слёзы. Восхищение, гордость, радость – всё промелькнуло на её лице, и мне подумалось, что нет, наверное, счастливее человека, чем эта многодетная мать. Но счастливая семья далась ей не просто. Впрочем, об этом пусть она расскажет сама.

Екатерина Плетнева

Продолжение следует.