Начало. Часть 1.
В последнее время мы часто рассказываем о многодетных семьях, о родителях, которые воспитывают детей в лучших христианских традициях. Их не так уж много этих семей, но именно они растят, по данным статистики, 20% всех ребятишек страны. Вот и сегодня мы едем в райцентр Ярково, где живёт многодетная семья Юрия Николаевича и Ольги Анатольевны Лисьих. Супруги имеют одиннадцать детей, семеро из которых являются приёмными.
Эта командировка была запланирована давно и не случайно выпала на рождественские каникулы, ведь только в это время в огромном двухэтажном доме из 18 комнат вся семья собирается вместе. Приезжают в гости старшие сыновья: двадцатидевятилетний Максим и двадцатипятилетний Антон. Оба женаты. При этом Антон, женившийся на девушке с редким именем Сабина, сыграл свадьбу совсем недавно, а вот Максим с женой Ириной уже подарили Ольге и Юрию внука Коленьку. Приезжают домой на каникулы старшая дочь Аня, студентка -первокурсница Тюменского государственного университета и студент-второкурсник Тобольского рыбопромышленного техникума Павел. Шумно и весело бывает в эти дни в доме Лисьих.
Малоснежная нынешняя зима, грязная в городе, за его пределами смотрится совсем иначе. Приготовленные к весне поля надёжно укрыты снежным покрывалом. Не столь пышным, как хотелось бы хлеборобам, но ровным и чистым. По обе стороны дороги стоят нарядные ели. На ветках закручиваются кренделями снежные гирлянды, на берёзах серебрится иней. Зимнее солнце бросает в лес яркие лучи, и они отражаются в нём россыпью горного хрусталя.
За разговорами мы и не заметили, как добрались до села Ярково. Промелькнуло справа засыпанное снегом озеро с заиндевевшими кустами тальника, потянулись широкие чистые улицы, пахнуло дымком берёзовых дров. Похоже, топит кто-то русскую баньку. Поворот, ещё поворот... А вот и дом по указанному адресу: ул. Дзержинского, 20 «а». Навстречу спешит, улыбаясь, хозяин. Радушно приглашает в дом.
Территория усадьбы, на которой обустроилась многодетная семья, принадлежала раньше районному отделению сельхозхимии, и на месте дома стояла, по словам Юрия Николаевича, «контора» этой организации. Семья в то время жила в соседнем восьмиквартирном двухэтажном доме. Когда Лисьих получили в пользование землю, на брошенной территории царил хаос, всё пришло в упадок, да и сама «контора» была разорена и разграблена. Оставалось только вывезти горы мусора и разобрать остов старого здания. Заливать фундамент и ставить коробку будущего дома помогали старшие сыновья, младшие в силу малолетнего возраста были на подхвате. Водопровод, канализация, электроснабжение, благоустройство – всё сделано своими руками, за счёт собственных средств. Позднее на территории усадьбы выросли надворные постройки для телят, свиней, овец, кроликов, индюков, гусей, кур. Для большой семьи необходимо большое хозяйство. Работы с ним, конечно, много, зато продукты свои.
На первом этаже дома, где мы беседуем с родителями, тепло и уютно. В просторной кухне-столовой стоит современная мебель и обязательный атрибут многодетной семьи – большой длинный стол, за которым свободно размещаются все дети. В «красном углу» висит икона Николая Чудотворца, под ней разноцветными огоньками мигает рождественская ёлка. На лестнице, ведущей наверх, тоже развешаны ёлочные гирлянды. У стола на лавке мирно дремлет разношёрстный котёнок. Ребятишек не видно, но со второго этажа слышен приглушённый смех и детские голоса.
Родители
Ольга Анатольевна выросла в деревне Сартасово Курганской области. Её родители считались сельской интеллигенцией, поскольку многие родственники по линии отца работали учителями. Дед – учитель, тётя – директор школы, двоюродный брат – профессор. Он, кстати, до сих пор преподаёт в одном из челябинских вузов.
- Правда, папа мой не смог получить высшее образование, - рассказывает Ольга Анатольевна, - его отец рано умер, пришлось мальчишке работать, помогать матери воспитывать сестру и брата. Однако гены сказались – был он умным, доброжелательным, порядочным человеком, хорошим организатором, поэтому доверили ему колхозную ферму, где он более двадцати пяти лет работал заведующим.
Бабушке по материнской линии тоже досталось несладко. Её мужа, моего деда, убили в начале войны, поэтому она одна поднимала двоих детей, и только ей известно, какими трудами удалось дать им достойное образование. Мама Анна Федоровна по специальности зоотехник, но работала бухгалтером в том же колхозе, где и отец. В нашей семье было трое детей, я – самая младшая, при этом со старшей сестрой у нас было пятнадцать лет разницы. Брат и сестра выросли, уехали учиться в город, а я осталась одна и очень тосковала, даже завидовала подружкам, в семье которых было пять-шесть детей. Деревенские семьи в то время были большими. Видимо, тогда и появилось у меня желание иметь много детей. Разумеется, я с детства мечтала стать учителем и после окончания школы поступила в Мишкинское педагогическое училище. А потом, получив образование преподавателя начальных классов, семнадцать лет отработала в школе.
Юрий Николаевич тоже родом из Курганской области.
- Моя мама всю жизнь проработала птичницей, отец – трактористом на «Кировце». В семье нас было пятеро, старшая сестра и четыре брата. По специальности я электрик, но за прожитые годы освоил много других профессий.
Как встретились с Ольгой? Во время службы в армии подружился с её одноклассником. И вот пишет мой друг письмо однокласснице... В общем, он начал писать, а я закончил. Так завязалось знакомство. После службы в армии, как раз под Новый год, приехал к другу в гости, где и увидел невесту...
- Три месяца встречались, - смеётся Ольга Анатольевна, - он мне предложение сделал. Я и опомниться не успела.
- А чего тянуть? – балагурит Юрий Николаевич. – В этом году мы встретили вместе тридцатый Новый год.
В райцентр Ярково супруги перебрались больше двадцати лет назад. Ольга Анатольевна работала заведующей детским садом, потом – воспитателем в коррекционной школе. Когда школу закрыли, ей предложили работу в семейно-воспитательной группе. Так Лисьих впервые познакомились с будущими детьми, которых взяли к себе на реабилитацию. Позднее, 8 августа 2008 года, образовалась приёмная семья.
Правовые аспекты
Приёмная семья – не усыновление и не удочерение, при котором ребёнок становится родным со всеми вытекающими правовыми аспектами. Многие родители, усыновив или удочерив малыша, стараются скрыть это от окружающих и самого ребёнка. В приёмной семье отношения строятся на договорной основе между семьёй и попечительским органом. При этом договор заключается на определённый срок, и если семья (по истечении времени) не возобновляет опёку над сиротой, он отправляется либо в социальное учреждение, либо в биологическую семью, если там вдруг изменилась ситуация. Допустим, пьющие родители взялись за ум. Договор можно расторгнуть раньше срока, если возникла, к примеру, конфликтная ситуация между приёмными родителями и ребёнком. Чаще всего так случается, когда дети достигают переходного возраста, к которому приёмные родители оказываются не готовы. Подопечный ребёнок имеет право общаться с биологическими родителями, которые зачастую лишены родительских прав.
В то же время приёмные родители претендуют на социальные льготы, (в этом государство поддерживает их воспитательную роль) и за свои услуги получают материальное вознаграждение и денежные выплаты. По истечении срока действия договора опёки или достижения ребёнком восемнадцати лет правовые отношения между приёмными родителями и подопечными полностью прекращаются без каких-либо обязательств в будущем.
Понимаете теперь, какая ответственность лежит на органах опёки, которые определяют детей в приёмные семьи, и на приёмных родителях, которые берут детей на воспитание. Ведь ребёнок не понимает юридической стороны вопроса . Его взяли в семью, у него появились папа и мама, братья и сёстры, завязались родственные отношения. Малыш врастает в семью, подчиняется её законам, ощущает родительскую любовь и понимание, поэтому нет предела детскому горю, когда его снова куда-то передают.
- Мы тщательно изучаем внутреннюю атмосферу в семьях, пожелавших взять детей на воспитание, и многим отказываем, - говорит специалист сектора по опёке, попечительству и охране прав детства межрайонного управления социальной защиты населения по Тобольскому и Ярковскому районам Наталья Александровна Титова. - Иной раз невооружённым глазом видно, что люди соблазнились на пособие и не задумываются о той ответственности, которая на них ложится. Этот шаг должен быть взвешенным и хорошо обдуманным, ведь обязательное условие для кандидата прохождение школы замещающего родителя. Что касается семьи Лисьих, то это наша палочка-выручалочка. Время показало, что Юрию Николаевичу и Ольге Анатольевне можно доверять. У них прекрасные дети, они хорошо учатся, занимаются спортом, прикладным творчеством, участвуют в различных мероприятиях и конкурсах, которые организует наш сектор и областной центр «Семья».
В 2014 году семья Лисьих стала участником Всероссийского конкурса художественного творчества «Ассамблея замещающих семей» в Москве, предварительно выиграв региональный и областной конкурсы. Но даже не это главное. В семье дети ощущают родительскую заботу, тепло и уют семейного очага, приобретают важнейшие социальные навыки, которые не может дать самый прекрасный детский дом или интернат. В приёмной семье дети готовятся к самостоятельной жизни, учатся вести хозяйство и строить отношения с другими людьми.
Аня, Саша, Маша
Первыми приёмными детьми в семье Лисьих стали восьмилетняя Аня, четырехлетний Саша и годовалая Машенька, которых забрали у пьющей мамы. Предполагалось, что женщина затоскует о детях, одумается и, возможно, бросит пить. Прошло четыре месяца, казалось, что проблески сознания у неё действительно появились. Ребятишек вернули маме, но её любви хватило только на две недели. В течение года их забирали и возвращали в семью Юрия и Ольги три раза. Родная мама продолжала пить, поэтому органы опёки приняли решение отправить детей в детский дом.
- У меня сердце зашлось, когда я об этом узнала, - вспоминает Ольга Анатольевна. - Думаю, как же они, бедные, без нас? Машенька - крошечка совсем, едва годик исполнился. Реву, звоню мужу на работу:
-Юра, ребятишек наших в детский дом отправляю! А он говорит:
- Чего реветь-то. Поедем да заберём.
Дети с первого дня стали называть их мамой и папой.
Прошло десять лет. Сейчас Ане восемнадцать. Она учится в Тюменском государственном университете на факультете «Менеджер по туризму».
- Учится отлично, - с гордостью рассказывает Юрий Николаевич. – Из восьми предметов - семь «автоматов». Последний экзамен сдаст и приедет домой на каникулы.
У Юрия и Ольги четверо своих детей, все парни (Максим, Антон, Павел, Анатолий), поэтому добрая покладистая Анечка сразу стала любимицей отца. Строг он был только в отношении учёбы, видел, что девочка способная, поэтому требовал от неё хорошей успеваемости в школе.
- И как минимум два высших образования, - дополняет Ольга.
Маленькую Машеньку Ольга хотела удочерить, но люди подсказали, что этого не надо делать, потому что девочка лишится многих, положенных сироте льгот. Ане, к примеру, поскольку она студентка, большую помощь оказывает государство. Ей предоставлено бесплатное место в общежитии, положено медицинское обслуживание, социальная стипендия. А так как Аня учится хорошо, то она у нее повышенная.
- Я, как только детям исполняется четырнадцать лет, ставлю их в очередь на получение жилья, - рассказывает Ольга. – Вот и Анечка получит квартиру, - радуется она, - в наше время это большая привилегия. Мы, хоть и не бедные люди, купить квартиры всем детям не сможем.
Когда Лисьих забрали детей, их младшему сынишке Толе исполнился годик. Маша старше его всего на два дня, оба февральские. Подросшие дети никак не могли понять, почему они, двойняшки, родились с разницей в два дня.
- Слышу, рассуждают меж собой. «Мама меня родила, - говорит Маша, - а тебя ещё думала рожать или нет. Потом решила, ладно уж, рожу». – Вспоминая об этом, Ольга заливается смехом. - Они так и выросли вместе. Толя заплачет, бывало, Маша достаёт изо рта пустышку и ему в рот, чтоб замолчал.
Маша мечтает стать массажисткой и с раннего детства всем делает массаж.
- Не успею присесть, она тут как тут, - говорит Ольга. - Вижу, что ей это нравится. Впрочем, Маше всего тринадцать лет, есть время, чтобы всё хорошенько обдумать.
Что до Ани, то она вообще – гордость семьи. Учась в девятом кассе, девушка совершила героический поступок.
- У нас рядом канал, весной достаточно полноводный. Как-то Аня с подружкой шли мимо, смотрят, мальчик тонет. На берегу стояли люди, но спасать никто не торопился. Аня бросилась в воду. Потом они с подружкой, вспомнив уроки ОБЖ, начали возвращать ребёнка к жизни. Мальчик заплакал. Вызвали «скорую». Девочки всё сделали правильно, не растерялись, и только дома у Ани началась истерика.
- Мама, мама, - плакала она, - он был весь синий, мёртвый!
Родители едва привели свою героиню в чувство. А мать мальчика, она одна двоих детей поднимает, чуть ли не на колени перед девочками вставала, благодарила. За героический поступок Аня награждена медалью «За спасение на водах», нагрудным знаком «Горячее сердце» и занесена в книгу «Почётная молодёжь Тюменской области».
Радует родителей и Саша. Сейчас он учится в восьмом классе. Без троек. За его учебными успехами следит старший брат Максим, который поставил перед мальчиком задачу поступить в одно из престижных высших военных учебных заведений. Сам он тоже военный.
- Я во всём тебе помогу, - наставляет он младшего брата. – Твоя обязанность - хорошо учиться.
Все наши дети преданы семье, но Саша особенно.
- Знаешь, мама, - сказал он как-то Ольге, - в школе я тоже хочу прыгать и бегать, но я не делаю этого, чтобы про нашу семью никто не сказал плохо.
- А что же их мать? Жива? - не удержалась я от вопроса.
- Живёт в девятнадцати километрах от Ярково, но за десять лет ни разу не появилась, даже посмотреть на детей не хочет.
Максим, Антон, Павел
Ольгу и Юрия часто благодарят за любовь и терпение, ведь берут они чаще всего социально запущенных детей, пробиться к сердцу которых бывает очень сложно. Их нужно не просто любить, нужно ещё доказать любовь, потому что в массе своей они никому не верят. По крайней мере, в первое время.
- Мы очень благодарны старшим сыновьям за их добрые сердца, они принимают братьев и сестёр такими, какие они есть, - объясняют супруги, - и делают всё возможное, чтобы ребятишки влились в семью. Прежде чем взять на воспитание ещё кого-то, собирается семейный совет, где ценится мнение каждого. Такой подход заставляет детей задуматься, вспомнить свою историю, почувствовать ответственность за сделанный выбор.
Иногда старшие, несмотря на возраст, обижаются на родителей. Нас, говорят, вы воспитывали в строгости, а с младшими мягкие очень.
- Это правда, - соглашается мать. – Когда они были подростками, я работала по двенадцать часов в сутки. Разбираться, кто прав, кто виноват, времени не хватало. Могла и тапком отходить по пятой точке. Отца они, конечно, побаивались, достаточно было одного взгляда. Мальчишки у нас трудолюбивые, целеустремлённые. Максиму было лет двенадцать, когда мы привезли его в Тобольск на экскурсию. И вот стоит он на смотровой площадке, переваривает всё увиденное и услышанное и говорит: «Вырасту, буду военным, а жить буду в подгорной части Тобольска». Как сказал, так и сбылось. Сейчас он служит в государственных органах и живёт в подгорной части города. Получается, что та поездка повлияла на всю его дальнейшую жизнь. Но не само собой это случилось, Максим шёл к цели, старался, добивался.
У Антона своя история. В детстве он был слегка полноват, что проявлялось на уроках физкультуры. Как-то учитель дал классу задание пробежать на время определённую дистанцию. Антон сильно отстал, упал, и одноклассники начали над ним подшучивать. Он поднялся и сказал: «Я буду самым сильным в Ярково». И началось! Бокс, штанга, гири. В Ярковском районе до сих пор не побит его рекорд по поднятию 24-килограммовой гири, которую он отжал 117 раз, а сейчас жмёт от груди штангу весом 250 килограммов. И младших приобщил к спорту. Дома в холле второго этажа висит боксерская груша, где все мальчишки тренируются «по методике» Антона.
Старшие братья искренне любят младших. На каникулы забирают их к себе в гости. Одни едут к Максиму в Тобольск, другие к Антону в Тюмень и на праздники обязательно дарят друг другу подарки.
Сейчас Павел учится в Тобольске, но Ольга Анатольевна спокойна: рядом с ним Максим. Кстати, Павел, закончив девять классов, никак не мог определиться, куда поступать - в рыбопромышленный техникум или в Тобольскую духовную семинарию. Поступил в техникум, но о семинарии думает. Вполне возможно, что именно там он продолжит своё дальнейшее образование.
В семье Павла называют «Кулибиным». Он с раннего детства что-то мастерит. Пока был маленьким, над усадьбой летали самодельные самолёты и вертолёты. Стал постарше, собрал по схеме пневматический пистолет. Чем сложнее становились изобретения, тем больше обнаруживал отец пропавших инструментов и разобранных бытовых приборов. В то же время Павел любит бывать на природе, провожать закаты и встречать рассветы. Он заядлый рыбак и может не спать вовсе, если боится, что опоздает на утренний клёв.
Екатерина Плетнева
Продолжение следует.