8-800-100-30-70

Детский садик, детский сад! Малыши туда спешат?

25.03.2015

«…до пяти-шести лет, т.е. до самого “вытесняющего” перелома в детской душе, ребенка нужно душевно беречь, как нежный цветок…».

Иван Ильин



Школа общения или «камера хранения»?

Отдавать ребенка в детский сад или нет? Сегодня для многих родителей это не вопрос выбора и мучительных раздумий. Какие тут могут быть сомнения: детский сад – неотъемлемая и привычная часть нашей повседневности. Через систему дошкольного образования прошло уже немало поколений людей, и она во многом себя оправдала. Во-первых, это удобно, т.к. подавляющее большинство женщин работают. Во-вторых, садик – первая школа общения и социализации за пределами родного дома. Малыш, начиная обычно с 2-3-летнего возраста, учится жить в коллективе, приобретая коммуникативные навыки. В-третьих, садик как режимное заведение дисциплинирует распорядком дня и обеспечивает ребенку «всестороннее» развитие, готовит его к школе. Особенно важен детский сад, как считают психологи, для ребенка, который растет один в семье, а таких семей еще достаточно много.

Но это только на первый взгляд. Иначе бы не возникало столько споров вокруг целесообразности пребывания ребенка в детском учреждении. Ведь каждый родитель, сталкиваясь с этой проблемой, знает, насколько болезненна процедура «адаптации» в условиях дошкольного заведения. А каковы ее последствия? Кто-нибудь всерьез изучал этот вопрос?

Недавно свой взгляд на детский садик озвучил эксперт в области демографии, заведующий кафедрой социологии семьи социологического факультета МГУ, профессор Анатолий Антонов:

- Современные родители, грубо говоря, уходя на работу, детей, как чемоданы, "сдают в камеру хранения". После работы забирают их обратно, а потом удивляются, почему "чемодан", в свою очередь, сдает их в дома престарелых, не любит, не уважает. А чему удивляться, если дом фактически становится ночлежкой. http://www.ivan4.ru/news/semeynye_tsennosti/professor_mgu_roditeli_sdayut_detey_v_sadiki_kak_chemodany_v_kamery_khraneniya/

Актриса и ведущая передачи «Спокойной ночи, малыши!» Анна Михалкова в интервью журналу «Фома» по сути повторила мысль А. Антонова:

- Боюсь, множество людей вообще не задумываются о воспитании детей. Сколько семей, где вопрос о том, как воспитывать детей, попросту не ставится… Скинули в детский сад, пошли работать. Потом забрали из сада, помыли, покормили, уложили спать.

Подобных высказываний и активных противников системы дошкольного образования множество, особенно среди религиозных людей. Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов высказался по этому вопросу в очень резких тонах. Приведу достаточно объемную, но важную своей аргументацией цитату: «Само существование детского коллектива, где собираются 20-25 детей одного возраста – это ситуация для ребёнка НЕВЫНОСИМАЯ! ... А детский коллектив – это педагогическое уродство и аномалия… Даже если там замечательный ремонт, прекрасный бассейн, всякие анимации, кружки, да что угодно – ребёнок, когда идёт в детский сад, он испытывает стресс, его это ломает. Потому что ребёнок должен воспитываться в любви. Ни одна, даже самая роскошная воспитательница не может дать любви 20-ти детям одного возраста – это просто нереально! И никакими апельсинами это компенсировать нельзя! Детям нужно, чтобы папа, мама, бабушка, дедушка прижали их к теплой груди, поцеловали в головку, чтобы он чувствовал себя защищенным..». http://hrammaxim.ru/index.php/komitet/948-2012-12-13-07-03-16

Данное мнение одновременно дает ответ на вопрос, почему детсадовские дети так часто болеют. Не потому что они хватают вирусы и микробы и должны обязательно, по мнению педиатров, болеть не менее (страшно представить) 8-9 раз в год(!), якобы для того, чтобы выработать иммунитет. Дети «уходят» в болезни, потому что они действительно испытывают стресс, причем нередко длительный – не месяц и не два - от незнакомой, некомфортной среды, оттого что их оторвали от самого близкого им человека – мамы. А заболевая, малыш пытается привлечь внимание родителей к своему душевному состоянию.

Расставание с мамой – психотравма для ребенка

Конечно, не все тяжело переносят адаптационный период, есть и «счастливчики». Психологи выделяют три группы по тому, как малыши 2-4 лет приспосабливаются к детскому заведению.

К первой относятся дети, которые реагируют на перемену обстановки настоящим нервным срывом, а затем и частыми простудными заболеваниями.

Вторая группа - дети, не проявляющие признаков нервного перенапряжения, "всего лишь" начинающие часто болеть. 

Детишки, привыкающие к садику без особых проблем и сложностей, относятся к третьей группе. 

Так вот что печально: каждый второй ребенок относится к первой или ко второй группе. При этом лучше всего (об этом прекрасно знают сами воспитатели и это ни для кого не секрет) адаптируются "неблагополучные" детки, кому дома живется хуже, чем в детском садике.

Что из этого следует? Половина детей в группе просто страдают и мучаются в так называемый адаптационный период, который длится от одной-двух недель до трех-четырех месяцев и больше. Ребенок плачет изо дня в день, а подходя утром к садику (кто из нас не слышал этого душераздирающего плача), громко и отчаянно ревет, потом отказывается есть, плохо спит, становится агрессивным, упрямым, устраивает настоящие истерики. Иногда даже проявляется регресс в речевом развитии. И это только видимая сторона его состояния. А что он чувствует, какие страхи испытывает, что «думает», он не расскажет. Но на каких-то других уровнях психики ребенка эта негативная информация обязательно сохранится, и никаких позитивных последствий от нее ожидать не приходится. Расставание с мамой, папой - целая драма для малыша, какой бы «детской» и несущественной для взрослого человека она не представлялась, и всем своим видом малыш это показывает.

А что родители? Они вынужденно (маме же нужно работать) преподносят ребенку первый опыт жестокого обращения, «равнодушия», нежелания слышать отчаянную просьбу своего малыша. Наверное, с этого момента и закладываются будущие конфликты с родителями, непонимание, отчуждение.

Эмоциональная связь матери и ребенка – патология?

Вот уж поистине, где совершается насилие над ребенком, так это в детском саду. Для примера приведу почти шокирующий, особенно по своим выводам, отрывок из статьи «Детский сад – за и против» с ресурса, посвященного вопросам детской психологии. http://www.child-psy.ru/azbuka/37.html Судя по многочисленным комментариям, постоянными его посетителями являются именно мамы.

Даша М. — четвертый ребенок в семье. Два брата-близнеца старше Даши на два с половиной года, сестра — старше ее на год. Отношения между детьми доброжелательные: старшие дети проявляют заботу по отношению к младшим. Даша, как самая младшая в семье, была любимицей. Конфликты между детьми возникали редко и разрешались, как правило, в пользу Даши. Мальчики, приходившие иногда в гости к Дашиным братьям, тоже никогда не обижали девочку. С раннего детства Даша привыкла к тому, что ее окружают дети, проявляла интерес к общению с братьями и старшей сестрой, но больше всего любила быть с матерью.

В возрасте двух с половиной лет родители решили отдать ее в детский сад. Поскольку Даша была очень общительной, уже во время второго посещения детского сада ее оставили на полный день, не ожидая того, что возникнут проблемы. Однако проблемы возникли — и очень серьезные: по словам воспитателя, Даша почти весь день плакала, отказывалась от пищи, не смогла уснуть во время тихого часа. На следующий день повторилось то же самое. Поскольку мать Даши устроилась на работу, остаться с девочкой дома у нее не было возможности.

Период адаптации к детскому саду проходил у Даши очень долго и болезненно. Даже через три месяца после первого посещения она так и не сумела наладить контакта с детьми. Ее чаще других обижали, она постоянно плакала и просила мать больше не водить ее в детский сад. Через полгода из-за частых болезней и начавшегося энуреза родители были вынуждены забрать ребенка домой.

Честно сказать, самой плакать хочется, читая подобные истории, а их множество! Но больше всего поражаешься выводу, который делает автор данной публикации.

Родители Даши М. допустили серьезную ошибку. Даша, привыкшая общаться с родными братьями и сестрой, которые во всем ей потакали, была еще не готова к тому, чтобы вступить в равноправные отношения со своими сверстниками. Более того, она не испытывала потребности в таких отношениях. Сильно привязанная к матери и близким людям, девочка не нуждалась в том, чтобы расширить границы своего мира.

Речь идет о ребенке 2, 5 лет! Автор даже не выразила сочувствие малютке. Но зато сделала еще один потрясающий по своей абсурдности вывод: чем сильнее эмоциональная связь матери и ребенка, тем сложнее будет протекать период адаптации в детском саду.(!)

Оказывается, по мнению автора, эмоциональная связь, (а может, все-таки свойство любви?) – это серьезный недостаток, почти патология. А что насилие и жестокость по отношению к малютке налицо – об этом и речи нет.

Самое удивительное, к данной статье 39 комментариев мамочек-читательниц. Они жалуются на то, как тяжело и невыносимо их малышу в садике, но при этом просят совета у того же автора…

Ради чего необходима, спрашивается, такая «адаптация» – ради общения? К слову сказать, еще во второй половине 19 века, когда система дошкольного воспитания и образования только начала зарождаться, знаменитый русский педагог К. Д. Ушинский предупреждал: «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научатся в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее».


Ушинский писал, что «даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно». «Для ребенка, — продолжал он, — необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым».

Для справедливости скажу, опытные, умные, добрые педагоги в наше время не редкость. Они тоже соглашаются, что малышу нужны прежде всего материнская ласка, спокойная, доброжелательная обстановка, в которой ребенок может полноценно развиваться. Они не отрицают того факта, что домашние дети намного спокойнее и обычно вырастают уравновешенными, потому что чувствовали себя защищенными в детстве. Есть также мнение, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений, поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.

«В нежнейшую эпоху своей жизни ребенок должен привыкнуть к семье — к любви…»

А теперь обратимся к трудам великого Ивана Ильина, который немало внимания в своем творчестве уделял вопросам семьи и воспитания. Почему-то мне кажется, что сказанное им для определенной части психологов будет откровением. Знаменитый философ не имел специального психологического или педагогического образования, но обладал огромной эрудицией, и можно не сомневаться, что знания в вопросах педагогики он черпал из серьезных авторитетных источников.

В своем знаменитом труде «Путь духовного пробуждения» в главе «Основные задачи воспитания» философ отмечает, что самое большое значение имеют первые пять-шесть лет детской жизни, о чем, конечно же, все психологи хорошо осведомлены. Приведу опять большую цитату, но она в полной мере отвечает на вопрос, почему надо стремиться оберегать ребенка от всевозможных душевных травм, душа, которого «нежна, впечатлительна и беспомощна: «В этот период жизни впечатлениям открыта последняя глубина души; она вся всему доступна и не защищена никакой защитной броней; все может стать или уже становится ее судьбой, все может повредить ребенку или, как говорит народ, испортить ребенка.

И действительно, все вредное, дурное, злобное, потрясающее или мучительное,что ребенок воспринимает в этот первый, роковой период своей жизни, — все причиняет ему душевную рану (“травму”), последствия которой он потом влачит в себе через всю жизнь то в виде нервного подергивания, то в виде истерических припадков, то в виде уродливой склонности, извращения или прямой болезни. И обратно, все то светлое, духовное и любовное, что детская душа получает в эту первую эпоху, приносит потом, в течение всей жизни, обильный плод».

Далее знаменитый философ и, не побоюсь сказать, педагог еще раз настойчиво подчеркивает эту же важную мысль: «Именно в эти первые годы детства, когда ребенок считается “несмышленышем”, родители должны помнить при всяком обхождении с ним, что дело не в их родительских восторгах, наслаждениях и забавах, а в состоянии детской души, абсолютно впечатлительной и (именно вследствие “несмыслия” своего) абсолютно беспомощной...»

Ильин словно просит родителей: в эти годы ребенка надо беречь, не терзать его никакими страхами и наказаниями. «…до пяти-шести лет ребенка нужно душевно беречь, как нежный цветок, с тем, чтобы затем постепенно изменить весь тон воспитания: ибо после периодадушевной теплицы должен наступить период душевного закала; ребенок должен приучаться внутренне к самообладанию и к высоким требованиям; и этот процесс(внимание, читатель!) дастся ему тем легче, чем меньше “травм” он вынесет из первого периода».


…«В нежнейшую эпоху своей жизни ребенок должен привыкнуть к семье — к любви, а не к ненависти и зависти; к спокойному мужеству и самодисциплине, а не к страху, унижениям, доносам и предательству. Ибо воистину — мир можно пересоздать, перевоспитать из детской, но в детской же можно его и погубить».


А вот теперь спросим себя: когда мы отдаем ребенка в детский сад, мы прислушиваемся к голосу своей совести, к своему материнскому чувству или действуем потому что «как все», «так надо»?


Что делать?


Наши женщины – невольные заложники системы, и это самая главная проблема. Для большинства из них просто нет другого выхода, как только смириться перед «объективной реальностью» и отвести своего (нередко своих малышей) к чужой тете. Но если есть такая возможность, лучше не отдавать ребятишек в неизвестные руки или хотя бы протянуть им комфортные домашние условия до 4-5 лет. Не верьте мифам, что, придя в школу, домашние дети опережают по заболеваемости детсадовских. Не может ребенок, нашпигованный таблетками в раннем возрасте, переболев всем на свете, пройдя через стрессы и страхи, иметь хороший иммунитет.

Есть сегодня, к счастью, и альтернативные решения - например, мини-детский сад, который можно открыть вместе со своими единомышленника. Чем не выход из положения. Во всяком случае, травмированность психики ребенка будет снижена в разы.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на уникальность психики маленьких детей. Общение с малышами – это всегда соприкосновение с какой-то тайной, загадкой, особой чистотой, искренностью, доверчивостью и непосредственностью. Великий знаток человеческой души Ф. М. Достоевский устами своего героя в известном романе заметил: «Дети, пока дети, до семи лет, например, страшно отстоят от людей: совсем будто другое существо и с другой природой».

И это так. И это надо помнить всегда. Не зря в христианской традиции маленьких детей сравнивают с ангелами. А в Евангелие мы читаем: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф.18:3).

Как важно нам, родителям, в этот «нежнейший» и самый ответственный период жизни ребенка не упустить драгоценного времени для общения с ним, не обделять его вниманием, считаться с его потребностями и прислушиваться прежде всего к своей материнской интуиции, которая никогда не подведет и не обманет.

Татьяна Симонова


Тревожные факты

Исследования ученых: детские сады, особенно в возрасте до 3-4-х лет, вредны для психики ребенка.


По данным ученых из Сингапура, у детей, посещающих детский сад, воспитывающихся приемными родителями и нянями, проблемы с психикой возникают в два раза чаще, чем у тех, кто постоянно находится с родными родителями. Ученые обследовали более 2 000 детей в возрасте от 6 до 12 лет и обнаружили, что нехватка родительского воспитания приводит к эмоциональным и поведенческим нарушениям (депрессия, тревога, деструктивное и агрессивное поведение). В частности, дети, лишившиеся матери, а также, растущие у матерей-одиночек, разведенных женщин, вдов, страдают психическими нарушениями в три раза чаще, чем остальные дети.


Эмоциональные и поведенческие проблемы у мальчиков возникают в два раза чаще, чем у девочек. Риск психических нарушений в три раза выше у мальчиков с низкими IQ, по сравнению с мальчиками, имеющими высокие показатели умственного развития. В данном исследовании ученые не пытались выяснить причины этих закономерностей. «Возможно, детям не хватает поддержки со стороны родителей, посторонние люди хуже о них заботятся. Все это влияет на психику ребенка», – говорит автор исследования Bernardine Woo.


«Безмамные мамы»


Лет 30 назад в Америке поставили опыт: у обезьян отняли детенышей, выкормили их и принялись наблюдать, как они будут воспитывать своих малышей.


Оказалось, что «безмамные мамы» (так ученые прозвали обезьян, выросших на людском попечении) не умеют ухаживать за детенышами и не испытывают к ним родственных чувств, поскольку в своем детстве не имели перед глазами образца материнской заботы. У них в памяти запечатлены совсем другие ранние образы (импринтинги). По тем же причинам и многие детдомовцы, вырастая, испытывают серьезные трудности в построении семьи. Нынешние молодые родители, конечно, не детдомовцы и уж тем более не обезьяны, но это, пожалуй, первое поколение, которое массово посещало детские сады.


— Мы же «ходили в сад — и ничего, выросли!»— рассуждают они, позабыв, как частенько бывает, о своих детских огорчениях и обидах.

И им трудно себе представить, как можно обойтись без садика, потому что коллективное воспитание для них — импринтинг. А ранние впечатления очень прочно укореняются в подсознании. Мы их вроде бы не помним, не осознаем, но они никуда не делись и, как серые кардиналы, незримо управляют нашими представлениями и чувствами.


История появления детских садов

Как тип педагогического учреждения первый детский сад был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном - так называемая «школа для малышей». 

Само название - «Детский сад» было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем.

«Детский сад» он придумал из соображений, что дети — цветы жизни и выращивать их должны садовницы. С 1851 по 1860 детские сады в Пруссии были запрещены.


История дошкольного образования в России

В России первые детские сады были открыты в 60-х гг. XIX века. Они были частными и дорогостоящими, поэтому были не доступны для простых людей. Впервые упоминается о детских садах в 1859 г. (г. Гельсингфорс, ныне - столица Финляндии Хельсинки). В Москве же первый детский сад был открыт только в 1866 г. при пансионе девиц Герке. 

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 декабря 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию».

К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников. 

После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание.