8-800-100-30-70

Итоги социологического опроса по проекту "Семья и Отечество". Аналитическая записка

03.06.2024

Социологический опрос проводился согласно программе проекта «Семья и Отечество», разработанной ТРОО «Центр защиты материнства «Покров» в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Целью проекта было формирование осознанного патриотизма, выработка национального самосознания и гражданской ответственности в подростково-юношеской и молодежной среде. Целевая группа проекта: учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ и студенты колледжей. География проекта – Тюменская область.

Аудитория, участвовавшая в анкетировании (база анкетирования) – старшеклассники и студенты ОО СПО, слушатели лекции «Россия – священная наша держава». Анкетирование проходило с «13» марта 2023 года по «04» апреля 2024 года в населенных пунктах Тюменской области: городах Тюмени, Ялуторовске, Ишиме, Тобольске, Заводоуковске, п. Коммунар Исетского района и с. Большое Сорокино Сорокинского района.

Цель социологического опроса: провести социологическое измерение сдвигов мировоззренческих установок в сфере патриотизма и гражданской ответственности (жизненных приоритетов) слушателей в результате присутствия на лекции «Россия – священная наша держава» в соответствии с целями проекта.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Методика социологического исследования заключается в следующем: опрос проводился с помощью анкеты в анонимной индивидуальной форме. Анкета по своей структуре состоит из закрытых вопросов с предложенными вариантами ответа на выбор (см. Приложение №1. «Опросный лист для анонимного анкетирования до и после лекции «Россия – священная наша держава»). В связи с необходимостью оценить степень влияния прочитанной лекции, анкетирование проводилось дважды в одной и той же аудитории: до и после лекции. Анкетирование было добровольным, поэтому количество опрошенных до и после лекции не совпадает. На лекциях были опоздавшие, которые не заполняли анкеты до лекции, в то же время после лекции некоторые уходили, не заполнив анкету.

Итак, всего было собрано 817 анкет – 417 до и 400 после лекции. География анкетирования отражает географию проекта. Опрашивались учащиеся общеобразовательной школы и ОО СПО. Опросами охвачены семь населенных пунктов и семь учебных заведений Тюменской области (некоторые из них имеют несколько отделений). Больше всего было опрошено учащихся ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса» – 37,17%.

СОСТАВ РЕСПОНДЕНТОВ
(по анкетам до лекции)

Распределение респондентов по месту проведения опроса: 100% респондентов представляли Тюменскую область (то есть живут/учатся в Тюменской области).

Распределение слушателей, прошедших анкетирование, по населенным пунктам соответствует количеству слушателей лекций в каждом населенном пункте. Так, всего на лекции присутствовал 4731 слушатель, из них из города Тюмени – 2345 человек (или 49,57%).

Социальный статус: 12,47% опрошенных – учащиеся школы, 87,53% – студенты ОО СПО.

Возрастная структура опрошенных до лекции следующая – 73,14% опрошенных приходится на возраст до 18 лет, 26,62% – на возраст от 18 до 24 лет. Возраст только 1 респондента превышает 24 года (0,24%). Более 99% опрошенных приходится на возраст до 24 лет.

    В целом по аудитории среди опрошенных преобладают мужчины:
  • до лекции 70,98% лиц мужского пола, 29,02% – женского;
  • после лекции 73,25% лиц мужского пола, и 26,75% – женского.

УСТАНОВКИ НА ВОЗРАСТ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ

Опрошенным задавался следующий вопрос, характеризующий установку на создание семьи в ближайшей перспективе: «В каком возрасте Вы планируете создать семью?». Он касается лично респондента и характеризует его потребность в создании семьи. Были предложены варианты ответа: «Я хотел бы создать семью после 30 лет», «Я надеюсь создать семью до 30 лет», «Как получится», «Не знаю». Выбрать нужно было только 1 из предложенных вариантов.

В результате опроса зафиксировано, что большинство опрошенных до лекции не имели четкого плана по возрасту создания семьи (ответы «Как получится» и «Не знаю» в сумме составляют 54,92%). Однако в результате присутствия на лекции растет доля тех, кто планирует создать семью до 30 лет, и сокращается доля тех, кто ответил «Как получится», что соответствует целям лекции.

После лекции количество неопределившихся существенно сокращается – на 12,67%. При этом, попытавшись определиться в этом вопросе, слушатели решают для себя создать семью до 30 лет. Рост этого показателя составляет 13,74, достигая 48,75%. Таким образом, после лекции уже около половины респондентов стремятся создать семью до 30 лет. И это существенно превышает долю других ответов, что вполне соответствует целям проекта.

Рисунок 1. Ответы на вопрос:
«В каком возрасте Вы планируете создать семью?» до и после лекции

analiticheskaya_zapiska01.jpg

ИЗМЕНЕНИЕ УСТАНОВОК В СФЕРЕ ПАТРИОТИЗМА

Слушателям было предложено ответить на ряд вопросов, характеризующих их отношение к истории России и актуальным вопросам современности, а также вопросы об вариантах их личного поведения в определенных ситуациях.

Наименее существенные изменения отмечены в ответах на вопрос о том, как респонденты видят для себя историю России. Во многом это обусловлено тем, что акцент в лекциях делался на текущих событиях, а не истории.

Слушателям был задан вопрос: «Каково Ваше отношение к истории России в целом?». Как до лекции, так и после лекции, большинство опрошенных выбрали ответ «История России – это история построения великой самобытной цивилизации и культуры» – до лекции 69,78%, после лекции – 70,00%. Все изменения позиции слушателей в этом вопросе не превышают 1%, что позволяет сделать вывод о том, что эта установка прочно зафиксирована в сознании молодежи. Обращает на себя внимание тот факт, что современная молодежь не воспринимает историю России как историю насилия государства над личностью, этот вариант ответа до лекции выбрало наименьшее количество слушателей – 6,71% опрошенных, после лекции количество слушателей, выбравших этот вариант ответа, сократилось на 0,96%.

Изменение отношения к соотечественникам, живущим за рубежом, в результате присутствия на лекции

До лекции, отношение к русским, русскоязычным, людям, воспитанным в русской культуре, но проживающим за рубежом, как к соотечественникам наблюдалось у 34,77% слушателей. После лекции этот показатель вырос на 8,98% и составил 43,75%, за счет снижения всех остальных показателей, что вполне соответствует целям проекта. Особенно снизился процент тех, кто ответил «Не знаю» - до лекции таких было 24,46%, после лекции стало 19,50%. Возможно, значительная часть слушателей просто не задумывалась об этом до лекции. Тем не менее даже после изменений в результате присутствия на лекции, доля тех, кто считает, что не обязан помогать своим соотечественникам за рубежом или считает, что их проблемы нас не касаются, составляет 36,75%, а если сюда добавить всех неопределившихся – то более половины слушателей (56,25%) не воспринимают проблемы русскоязычных граждан как свои и не готов им помогать.

Графическое преставление ответов слушателей по поводу соотечественников представлено на Рисунке.

Рисунок 2. Отношение аудитории к соотечественникам
(русским, русскоязычным, людям, воспитанным в русской культуре),
проживающим на данный момент за пределами России

analiticheskaya_zapiska02.jpg

Слушателям также был задан вопрос: «Где в будущем Вы хотели бы жить и работать?» Как до лекции, так и после лекции, большинство опрошенных хотели бы жить и работать в России – до лекции 54,68%, после лекции – 55,75%. Обращает на себя внимание существенная доля неопределившихся – более 19% до и после лекции. Также достаточно тех, кто готов жить и работать в России при наличии определенных условий – 16,25% после лекции. Таким образом, слушатели, чья позиция до конца не определена, после лекции составили 36%. Доля тех, кто хотел бы жить и работать за границей, до лекции составила 9,83%, после лекции – 8,25% (снижение на 1,58%). В целом, можно сказать, что изменения в ответах на данный вопрос соответствует целям проекта, но незначительны.

Слушателям был задан вопрос: «Если в будущем, в условиях участия России в военных действиях, мне придет повестка из военкомата, я склонен поступить следующим образом», и предложены варианты действий: уклониться от мобилизации, явиться в военкомат в положенный срок, пойти воевать добровольцем, а также «не знаю».

При ответе на вопрос о получении повестки значительная часть слушателей не определилась – ответ «Не знаю» до лекции выбирало 29,26% слушателей, после лекции это количество сократилось и составило 24,75%.

Количество законопослушных респондентов, готовых явиться в военкомат в указанный срок, после лекции вырастает на 3,69%, что вполне соответствует целям проекта. В целом после лекции 65,25% опрошенных готовы явиться в военкомат в указанный срок либо пойти добровольцем в случае участия России в боевых действиях. При этом количество «уклонистов» и добровольцев составляет по 10,00% и остается довольно стабильным.

Рисунок 3. Вам пришла повестка. Ваши действия? (после лекции)

analiticheskaya_zapiska03.jpg

Обращает на себя внимание взаимосвязь ответов на оба вопроса. При выборе определенных вариантов при ответе на вопрос №6 распределение ответов на вопрос №8 выглядит следующим образом.

Сравнение ответов на вопросы опросного листа №6 и №8

analiticheskaya_zapiska04.jpg

Так, если слушатели при ответе на вопрос: «Где в будущем Вы бы хотели жить и работать?» выбирали ответ «В России», то 80,72% из них при ответе на вопрос о повестках отвечали либо пойду добровольцем, либо являюсь в военкомат.

ОЦЕНКА ЖИЗНЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ

В ходе лекции и при проведении социологического опроса ставились вопросы о жизненных приоритетах.

Изменение оценки жизненных приоритетов
в результате присутствия на лекции

analiticheskaya_zapiska05.jpg

Среди вариантов, предложенных слушателями при выборе другое, самые популярные – человек, личность, гражданин.

Анализ оценки собственных жизненных приоритетов показал, что после лекции доля тех, кто считает себя патриотом, существенно выросла. См. Рисунок 4. Так считает 37,89% опрошенных до лекции и 49,75% – после. До лекции вторым по популярности был ответ: «Гражданин мира» – 35,73% в сравнении с 37,89% «Патриот России». После лекции доля «граждан мира» сократилась на 9,48%, обеспечив рост тех, кто считает себя патриотом России. Очевидно, что примерно 12% слушателей в результате присутствия на лекции изменили мировоззренческую установку в сторону патриотизма, что в полной мере соответствует целям проекта.

Анализ ответов на другие вопросы (после лекции) тех слушателей, кто считает себя патриотом России после лекции, приведен в Приложении №3. Портрет патриота России. В целом ответы на вопросы характеризуют патриотизм аудитории как осознанный, то есть патриотизм слушателей проявляется при ответе на разные вопросы, как мировоззренческие, так и поведенческие.

Рисунок 4. Анализ ответов на вопрос:
«Кем Вы считаете себя в первую очередь?»

analiticheskaya_zapiska06.jpg

ВЫВОДЫ:

1. По анализу результатов анкетирования можно констатировать то, что цели и задачи, поставленные в ходе реализации проекта, были достигнуты. Проведение лекций «Россия – священная наша держава» действительно способствовали формированию осознанного патриотизма, национального самосознания и гражданской ответственности в молодежной среде, что выражается в изменении соответствующих мировоззренческих установок слушателей.

2. Результаты анкетирования демонстрируют первый эффект, который может ослабеть со временем. Однако резкие изменения установок и ценностей оставляют право надеяться на закрепление эффекта. Также можно предположить, что некоторые инертные или антагонистически настроенные слушатели даже в анонимном опросе не пожелали продемонстрировать изменения своих установок, которые, возможно, имели место. Однако при реальном жизненном выборе они могут учесть те сведения, которые получили на лекции.

3. Обращает на себя внимание тот факт, что значительная часть аудитории не сформировала мнение по вопросам патриотизма, что выражалось в выборе варианта ответов «Не знаю», которая в ответах на некоторые вопросы достигает четверти опрошенных. Это наглядно говорит о том, что надо вести больше разъяснительной работы.

4. Прослушав лекцию и заполнив анкету, которые структурируют понятие патриотизм, как в мировоззренческой, так и в практической плоскости, слушатели повысили осознанность, задумались о роли традиционных нравственных ценностей в формировании их гражданской позиции и попробовали определить, что для каждого из них значит быть патриотом России.


Приложение №1. Опросный лист для анонимного анкетирования до и после лекции «Россия – священная наша держава»

Приложение №3. Портрет Патриота России