Этой теме посвящена диссертация кандидата социологических наук Константина Шестакова, который является лектором и заместителем председателя Тюменской региональной общественной организации Центр защиты материнства «Покров». Если психологи доабортного консультирования (см., например, интервью с психологом ЦЗМ «Покров» Еленой Шабалиной: "Настоящая причина аборта - нежелание признать жизнь с момента зачатия") часто могут назвать конкретные цифры спасенных ими детских жизней, то о плодах деятельности Константина Шестакова, который занимается просвещением молодежи, судить можно будет лишь спустя годы. Кандидатская диссертация могла бы так и остаться голой теорией, если бы не горячее сердце ее автора. Занимаясь проблемами демографии как социолог, как педагог он делает все от него зависящее, чтобы хоть немного изменить к лучшему нравственное состояние общества и тем самым повысить рождаемость. Эти семена обязательно дадут обильный урожай. Жаль только, что не все это понимают.
- Константин Александрович, за какое направление работы в вашей организации вы отвечаете?
- Я отвечаю за направление «Просвещение». Я не только организую процесс, но и сам читаю лекции в защиту жизни (это так называемый пролайф), рассказываю о семье и семейных ценностях. Если другие лекторы в основном работают в Тюмени, то у меня есть возможность читать лекции на выезде. В среднем за последние три года мы читаем 300-350 лекций в год, из них где-то 250-270 лекций в год читаю я.
- Кто ваша аудитория?
- В основном это, конечно, школьники и студенты, но бывают также родители, педагоги, социальные работники, сотрудники полиции, пожарные... Иногда лекции проводятся в трудовых коллективах, воинских частях. Помимо темы защиты жизни, затрагивается и тема ювенальной юстиции, и другие проблемы, то есть мы рассматриваем широкий спектр вопросов.
- Почему в основном лекции вы читаете именно в школах и вузах? Можно ведь бороться за жизнь нерожденных детей другими методами.
- Потому что я преподаватель вуза, и это моя среда. Прежде всего, это вузы были, потом уже школы. Я привык работать со студентами, но опыт со временем приходит, и сейчас я работаю со школьниками 8-х классов и старше, хотя мне с ними сложнее работать, чем со студентами.
- А кто вы по профессии? Она связана с проблематикой пролайфа?
- По первому образованию я экономист. Также имею образование маркетолога и научную степень кандидата социологических наук. Защитился как социолог по направлению демографии в 2010 году. Я защищал диссертацию в Москве в РГСУ на базе своей многолетней деятельности: чтением лекций по теме пролайфа стал заниматься в 2004 году. К 2010 году наработал опыт и теоретически осмыслил его. Диссертация называлась «Аксиологический фактор репродуктивного поведения россиян». Если сказать более понятно, то это о том, как нравственность влияет на рождаемость. Оказывается, в науке эта тема практически не исследована. Говорится о каких-то экономических моментах, о пропаганде, психологии, о нормативном поведении, социальном конформизме, но ничего не говорится о нравственности, а ведь это ключевой, решающий фактор. Кажется, что это элементарная вещь, но в науке является новой. В ходе лекции практически идет воздействие на душу человека, на его сердце, на его нравственные воззрения. Практический опыт мне удалось обосновать теоретически и осмыслить, прийти к очень серьезным теоретическим выводам. В своей работе, помимо уже существующих в науке, я ввожу новую детерминанту, которая называется «аксиологические рамки репродуктивного поведения».
- Трудно заниматься с подрастающим поколением столь неблагодарной темой, как профилактика абортов?
- Я думаю, что эта тема все-таки благодарная, но не в финансовом плане или в плане приобретения какого-то социального статуса, а в том, как смотрят на тебя глаза детей, какие отзывы о лекциях они пишут. На самом деле – это огромное утешение, когда видишь, что что-то меняется в сознании молодых людей. Иногда на лекцию приходит девушка, которая строит глазки, вульгарно себя ведет, а в ходе лекции она вдруг меняет позу, меняется ее лицо, взгляд. И лица молодых людей меняются, взгляд другим становится. Понятно, что это лишь первое впечатление. Но есть надежда на то, что эта искра, этот луч изменит многое в их жизни.
- Что для вас самое важное сейчас в просветительской деятельности?
- Наверное, то, что нужно всячески поддерживать движение пролайфа, которое иногда воспринимается как некое маргинальное движение. Вроде бы все проговаривается на уровне Святейшего Патриарха, на уровне социальной концепции, и официально все благословляется и поддерживается, но на практике не всегда реализуется. Немножко не хватает поддержки со стороны священноначалия, церковной иерархии. То есть отдельные епископы и священники активно поддерживают нас, но, к сожалению, иногда не находишь понимания, не всегда находишь поддержку. А без этого сложно.
- А в форумах, которые проходят в рамках всероссийской программы «Святость материнства», вы участвовали хотя бы раз?
- Да, был два раза, кажется, в 2012 и 2013 годах. Особенно запомнился форум в Нижнем Новгороде. А в последние два года принимал участие в фестивале «За жизнь». Благодаря контактам, привезенным с прошлогоднего фестиваля, география моих поездок существенно расширилась. То есть, теперь это не только Тюменская и Свердловская области, но и Новосибирская область, Ямало-Ненецкий округ, Ханты-Мансийский округ. В прошлом году я посетил несколько регионов от Красноярска до Ханты-Мансийского округа. Очень большие планы на будущий год, так как поступило много заявок из других регионов: из Петербурга, Анапы, Подмосковья, Челябинской области. Если Бог даст, по возможности будем отрабатывать и эти маршруты.
- Что лично Вам и вашему региону дает движение «За жизнь»? Вы обращаетесь за помощью к активистам движения?
- Конечно. Это и колоссальный обмен опытом, и ресурсная поддержка, и методическая, и психологическая поддержка. Когда видишь, столько в стране единомышленников, ты не только получаешь новые знания, но и понимаешь, что ты не один. Видя результаты работы в масштабах страны, понимаешь, что вода камень точит. Появляется вера в то, что и в общественном сознании, и, может быть, даже в законодательстве нашей страны благодаря этому будут происходить какие-то сдвиги. Конечно, от общественного движения и от фестиваля «За жизнь» идет колоссальная поддержка. Каждый раз убеждаюсь в том, что очень нужны и такие фестивали, и форумы «Святость материнства». Такие площадки очень нужны для православных инициатив, для общественных движений, поддерживающих традиционные ценности.
Беседовала Ирина Ахундова