Под «ранним развитием» обычно подразумевают интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте с рождения до четырех лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70%, а к шести-семи годам — на 90%, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал. В связи с чем вообще встает вопрос о раннем развитии детей? Ведь 200–300 лет назад люди растили своих детей без каких-либо специальных занятий. Дело в том, что образ жизни людей за последнюю сотню лет резко изменился. Эпоха индустриализации сделала среду для жизни более искусственной. Эта среда максимально защищает ребенка от настоящей жизни: звуков, естественных тактильных ощущений, впечатлений и навыков. Человек оторвался от земли и дома. Раньше малыш рождался и почти сразу входил в естественную среду обитания, имел неограниченный доступ к орудиям труда, разнообразным бытовым предметам, домашним животным — то есть ко всему, что сегодня именуется сенсорными стимулами. Малыш выходил во двор, шлепал босиком по траве, а в это время к коре головного мозга бежали тысячи сигналов с поверхности стопы. Тактильное восприятие развивалось естественно, само собой, плюс происходил массаж всех внутренних органов. Посмотрел налево — увидел красивую бабочку. Зрительное восприятие получило свою стимуляцию. Дошагал до курятника — а там и куры, и утки, и цыплята, которых можно потрогать, послушать, покормить. Эмоциональная сфера, зрительное восприятие, фонематический слух развиваются сами собой естественным образом. А вот мама подошла, взяла малыша на руки и отнесла в дом, посадила рядом и начала что-то готовить — мощнейший стимул для развития обоняния.
Современный ребенок «заблокирован» в четырех стенах. Квартира для него — источник опасности и поэтому запретов: она напичкана большим количеством техники и предметов, которые родители вынуждены прятать. Выезд на природу — в качестве исключения или краткосрочного отпуска. А уж про то, чтобы свободно покопаться в грязи или попробовать на вкус кленовые парашютики, и речи быть не может! Зрение, слух и все внимание с самых ранних лет прикованы к монитору, а любимое занятие пальчиков — прикосновение к планшету.
Кроме изменения образа жизни, можно назвать еще одну причину необходимости раннего развития — активное ведение родов. Примерно тридцать лет назад неврологи стали ставить диагноз — «минимальная мозговая дисфункция». Диагноз означает слабость, некоторый дефицит мозговой деятельности, вызванный либо сложно протекающей беременностью, либо родовой травмой, либо действием вредного фактора на мозг ребенка в течение первого года жизни. Почему именно 30 лет назад это стало актуально? Примерно в 50-е годы XX века уходит поколение акушеров, перенявших опыт врачей дореволюционной России, практиковавших более мягкий подход к родам. Например, в учебнике по акушерству 50-х годов написано, что первые роды у женщины в норме длятся около 24 часов. Спустя несколько лет выходит учебник, в котором написано, что первородящая женщина должна родить за 12 часов. А если она рожает дольше, ей нужно «помочь», простимулировать ее медикаментами. Вот и получается, что «минимальная мозговая дисфункция» — это побочный эффект искусственно ускоренных родов.
В советское время дети имели огромные возможности для компенсации этой дисфункции, так как культура дворовых игр была хорошо развита и распространена. Когда собиралась компания разновозрастных детей и затевала игру по определенным правилам, в маленьких головках шла мощная работа. Также была развита система бесплатных секций и кружков, где ребенок мог попробовать себя в разных видах деятельности, «поправить» то, что пострадало в родах. Сейчас этого нет.
Сегодня родители не без оснований боятся отпускать своих детей играть во двор. Даже если двор благополучен, родители почему-то не догадываются научить своих детей коллективным играм. Мало кто из родителей знает о том, какие бесплатные секции и кружки действуют в их районе (а они действуют, если речь идет о городах). А школы развития или частные дома творчества, которые активно рекламируют свою деятельность, не все могут себе позволить.
В результате увеличилось количество гиперактивных, неусидчивых, беспокойных детей с трудностями концентрации внимания. В этих ненормальных условиях раннее развитие детей, нейропсихологическое сопровождение дошкольников — это не просто модная тенденция, это насущная необходимость, труд и творчество одновременно.
Каковы основные принципы всех методик раннего развития?
Неограниченная физическая активность ребенка, которой способствуют специальные упражнения, что позволяет малышу лучше и раньше овладеть своим телом, быть более ловким, сильным, чувствовать себя увереннее.
Специально созданная жизненная среда, наполненная интересными и необычными объектами, которые малыш может изучать и разглядывать.
Разнообразные игрушки, часто из простейших материалов, дающие много самых разных ощущений: тактильных зрительных, звуковых.
Постоянные прогулки и экскурсии, беседы, обсуждения, чтение книг, рисование, музыка и многое другое.
Активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни — это творческий процесс, требующий постоянного «присутствия» в детской жизни.
Какие существуют мифы, связанные с ранним развитием ребенка?
Наверное, вам приходилось слышать такое мнение: «Я со своим ничем не занималась, и ничего – растет не хуже других!». А если бы занималась? Сколько нераскрытых возможностей осталось в ее малыше? Конечно, такие способности, как мышление, творчество, чувства развиваются и после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Кроме того, информация для ребенка — это не желание и возможность, а необходимость. Занимаясь с ребенком, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребности в знаниях об окружающем мире.
Кто-то может сказать: «Пойдет в школу (садик) — там его научат». Так-то оно так, но как говорилось выше, чем позднее начинать, тем труднее будет овладевать знаниями. Представьте себе совершенно неподготовленного ребенка, начавшего с семи лет полный нагрузок процесс учебы, в котором все расписано по плану. Этот процесс требует от маленького человека умения концентрировать внимание, развитую моторику, память и многое другое. А во многих современных школах к общим навыкам прибавляется и умение читать и считать, логически мыслить и рассуждать.
«У меня нет на это времени». Да, в современной жизни и мамы, и папы чаще всего работают, а дома еще занимаются хозяйством, ссорятся и мирятся, переживают, устают. Конечно, общение с ребенком, особенно развивающее общение, — это работа высокого уровня, требующая и времени, и сил. В то же время психологи утверждают, что для общения с ребенком важно не столько количество проведенного вместе времени, сколько качество. Кроме того, заниматься развитием крохи можно, выполняя рутинную работу по хозяйству. То, что для вас обычная, неинтересная работа, для ребенка — прекрасная возможность познать мир. Моете посуду — дайте своему помощнику тазик и пару мисок и ложек. Это поможет ему узнать законы физики жидких тел. Посчитайте овощи, рассмотрите, сколько четвертинок в разрезанной картофелине, оцените, что больше, тяжелее, длиннее, позвольте малышу вытереть губкой лужицу на столе. Пусть 10-15 минут каждый день, по вечерам, но это время — только для ребенка.
«У ребенка должно быть детство». Самый распространенный аргумент противников раннего развития детей. К сожалению, используют его именно те советчики, которые не понимают, что подразумевается под словами «раннее развитие». Видимо, по их мнению, счастливое детство — это беззаботные, не всегда соответствующие возрасту ребенка игры, много игрушек, никаких умственных нагрузок и два основных принципа: «рано тебе еще это знать!» и «пусть лучше побольше гуляет!».
Раннее развитие — не для гениев!
Рассказывая о плюсах раннего развития, хочется и предостеречь родителей от некоторых действий. Иногда родители приравнивают понятие «раннее развитие» к понятию «растим гения!». Родители, теша свое тщеславие, готовы буквально после выписки из роддома носить малыша на всевозможные развивающие занятия, делать самую сложную гимнастику, а позже записать ребенка во все группы и школы подряд и требовать, требовать, требовать. Психологи называют такой подход к воспитанию реализацией собственных амбиций и желаний за счет ребенка. Все это не проходит без последствий. Отсюда появляются и нежелание ребенка учиться, и неврозы. Действительно, «пусть уж лучше побольше гуляет и играет». Вспоминается случай, рассказанный преподавателем на курсах повышения квалификации. Одна молодая мама, которая была очень «прогрессивной», решила на второй день после родов в роддоме заняться со своей малышкой гимнастикой. Со словами: «Ну, Екатерина Ивановна, давайте будем заниматься!» разбудила сонную малышку, стала активно разводить в разные стороны ручки и ножки ребенка. Естественно, ребенок отреагировал плачем, долго не мог успокоиться, некоторое время после этого случая негативно реагировал на маму. Мамина инициатива, конечно, была неуместна. Главной задачей ребенка первого месяца жизни является адаптация к резко изменившимся условиям внешней среды, налаживанием контакта с мамой, педагогические эксперименты можно отложить на потом. Некоторые гимназии практикуют подготовительные курсы для детей, поступающих в первый класс. В одной из гимназий основной упор делался на логическое мышление, развитие аналитических способностей, использовалось много схем, сухого абстрактного материала, то есть шла активная работа с левым полушарием мозга. Например, сказку «Колобок» разбивали на стадии и каждую стадию изображали в виде схемы с использованием геометрических фигур. Тогда как у ребенка-дошкольника от природы ведущим является правое полушарие, которое отвечает за образное восприятие, целостное восприятие объекта, воображение, творческие способности. Через некоторое время педагоги начальных классов забили тревогу, поводом стала повышенная агрессивность детей. Потому что к ним пришли так называемые «знайки» — дети, обладающие определенными знаниями, с хорошо развитым логическим мышлением, которые при этом плохо умели общаться друг с другом, договариваться, все хотели быть первыми, то есть имели низкий уровень социальной компетентности, эмоционального интеллекта. Раннее развитие должно быть гармоничным. Когда усиленно развивается одна из сфер в ущерб другим (например, интеллектуальное развитие доминирует над эмоциональным, или физическое развитие доминирует над развитием интеллекта и эмоций), это может приводить к искажению в развитии ребенка.
Итак, подведем некоторый итог.Заниматься с ребенком не только нетрудно, но и интересно, особенно, если вы будете придерживаться следующих правил:
Не ставьте перед собой цели воспитать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим — испортить характер ребенка.
Никогда не заставляйте малыша заниматься, если ему нездоровится или у него плохое настроение.
Разговаривайте с ребенком как можно больше обо всем и везде — дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия.
Не нагружайте малыша знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Лучше займитесь изучением и освоением того, что нужно сейчас.
Не углубляйтесь в изучение какого-то одного предмета, например, чтения, математики или физического развития в ущерб остальным. Важнее всего — разностороннее гармоничное развитие.
Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, а затем к сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упрощайте задание.
Радуйтесь каждому успеху малыша и обязательно хвалите его!
Сделайте из подручных материалов (коробок, пластиковых бутылок, тряпочек, катушек, бусин и пуговиц) игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики или просто почаще разрешайте ребенку играть с предметами домашнего обихода.
С самого раннего детства предоставьте ребенку как можно больше самостоятельности в быту, обучите навыкам самообслуживания.
Раннее развитие — это не «натаскивание» перед школой, оно не предполагает, что вы будете механически подавать малышу информацию или заниматься с детьми младшего дошкольного возраста по школьной программе.